BMW R nineT слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Родстер, чья эффектная внешность — исключительная заслуга дизайнера Олы Стенегарда, создан на базе воздушно-масляного «оппозита» объемом 1170 см3 (110 л.с.) и «шестиступки» от родстера R1200R. Только передаточное число редуктора подобрано «покороче»: 2,91 против 2,75 — как у старого «гуся». Спереди установлена нерегулируемая вилка перевернутого типа, а сзади — моноамортизатор, настраиваемый по преднатягу пружины и гидравлике отбоя. Из электронных ассистентов — лишь ABS.

BMW-R-nineT

ИСТОРИЯ

2014 г. К своему 90-летнему юбилею BMW MotoiTad представил неоклассик R nineT с ретромотивами в дизайне (внутризаводской индекс К21). За основу взяты воздушно-масляный «оппозит» объемом 1170 см5 и «шестиступка» от родстера R1200R. Только передаточное число редуктора подобрано «покороче»: 2,91 против 2,75 — как у старого «гуся». Спереди установлена нерегулируемая вилка перевёрнутого типа, а сзади — моноамотризатор, настраиваемый по преднатягу пружины и гидравлике отбоя.

2016 г. От «материнского» R nineT отпочковывается «внедорожная» версия Scrambler (К23), которая получилась путём установки традиционного «телескопа» с резиновыми гофрами, упрощённых приборов, высокого руля, литых дисков иной размерности (спереди — 19 дюймов) и вздёрнутой «двустволки» глушителей. Спицованные колёса от «гуся» и «зубастая» резина предложены в виде опции.

2017 г. Семейство BMW R nineT разрастается за счёт трёх новых модификаций. Максимально упрощённый Pure (К22) — это ретрородстер, которому положено только самое необходимое: обычная телескопическая вилка, литые 17-дюймовые колёса, одиночный глушитель и единственный спидометр. Винтажный гонщик Racer (К32) — всё то же самое, но с полу обтекателем, кл и по нами, полноценными приборами и алюминиевым «горбом» вместо пассажирского седла. Внедорожник Urban G/S (КЗЗ) — стилизация уже известного Scrambler под легендарный R80 G/S: высокое переднее крыло, «мухобойка» вокруг фары и характерная расцветка с красным седлом. «Обычный» же R nineT получает не только «перевёртыш» с регулировкой демпфирования, но и «затупившуюся» геометрию.

Показательно, что баварцы с самого начала сделали ставку на возможность разнообразной персонализации модели, не только предложив обширный каталог аксессуаров и опций, но и всячески поощряя любое техническое творчество на базе «Найн-Ти». Так что когда столь удачно выстрелившая модель стала множиться различными модификациями, никто уже не удивился.

Первой в 2016 году от «материнского» R nineT (внутризаводской индекс К21) отпочковалась «внедорожная» версия Scrambler (К23), которая получилась путем установки на имеющуюся платформу традиционного «телескопа» с резиновыми гофрами (он даже не картриджный), упрощенных приборов, высокого руля, литых дисков кроссоверной размерности (спереди — 19 дюймов) и вздернутой «двустволки» глушителей. Жаль только, что спицованные колеса от «гуся» и «зубастая» резина, столь уместные на оффроуде, оказались доступны исключительно в виде опции.

А еще через полгода, уже в 2017-м, семейство BMW R nineT принимает свой нынешний вид, разросшись до пяти исполнений. Максимально упрощенный Риге (К22) — это ретрородстер, которому положено только самое необходимое: однотонный окрас, обычная телескопическая вилка, литые 17-дюймовые колеса, одиночный глушитель и единственный спидометр. Винтажный гонщик Racer (К32) — все то же самое, но с полуобтекателем, клипонами, полноценными приборами и алюминиевым «горбом» вместо пассажирского седла. Внедорожник Urban G/S (КЗЗ) — стилизация уже известного Scrambler под легендарный R80 G/S: высокое переднее крыло, «мухобойка» вокруг фары и характерная расцветка с красным седлом. «Обычный» же R nineT получает не только «перевертыш» с регулировкой демпфирования, но и «затупившуюся» геометрию: угол наклона вилки увеличился с 25,5° до 26,8°, а база — с 1476 мм до 1487 мм.

Этот мотоцикл от крышки бензобака до кончиков зеркал наполнен духом «того настоящего времени», когда все делалось из металла, а не из презренного пластика. Это у новых бээмвэшных «водянок» манеры приглажены, причесаны и приглушены, а на nineT стоит последний из воздушно-масляных могикан, без богомерзкой водяной помпы и радиаторов размером с телевизор. Момент оппозитной 1170-кубовой «двойки» размазан по всему диапазону, начиная с 2000 об/мин. И при этом никаких ездовых режимов — все сосредоточено в правой рукояти. Переключение передач — целое событие. Старорежимная «механика» не любит фубой спешки. Попытка разогнаться без выжима сцепления, перещелкивая коробку вверх синхронно с проснувшимся ограничителем оборотов, у классического BMW не вызывает ничего, кроме непонимания, из-за чего смена передач выходит дерганной, спотыкающейся. Поэтому взаимодействуешь с ней по старинке: вверх — со сцеплением, вниз — с перегазовкой. А какая инерция от вращения коленвала с карданом! Открываешь газ в наклоне — и, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваешь, «оппозит» пытается либо ретиво подняться, либо пасть еще ниже.

Монолитность спортбайков и стритов? Да будет вам! Те, кто просил «бунтарских пятидесятых», получите и прочувствуйте, как задняя часть «Найн-Ти» брыкается на агрессивных перекладках и перемене тяги. Хотя «баварец» способен быть и кротким, если не хлыстать его дросселем почем зря. Тогда он, ассистируемый перевернутой вилкой, уверенно прочертит скоростную дугу, и единственным ограничителем наклона станут крышки цилиндров.

Впрочем, BMW ежели и создан ностальгирующими по прошлому людьми, но живущими в современном мире. А посему он одарен и человеческой эргономикой, и радиальными суппортами Brembo с ABS, и рулевым демпфером, и нормальными подвесками.

Оппозитная «двойка» воздушно-масляного охлаждения и все ее слабые места давно известны, а большинство — исправлены. И в целом каких-то глобальных проблем она не доставляет, но, как го-
ворится, все же есть нюансы.

Например, известны случаи, когда у экземпляров с пробегами от 70000 км из-за изношенных или поломавшихся пружин зависали клапаны, что приводило к встрече оных с поршнем. Диагностировать симптомы предстоящего «Сталинграда» можно на плановом ТО. Тем более что выставлять тепловой зазор, к величине которого «воздушник» крайне чувствителен, необходимо каждые 10000 км. Как и проводить синхронизацию дроссельных заслонок, к слову.

Масложорство, пусть и в крайне скромных объемах, считается скорее нормой, чем исключением. Особенно если двигатель обкатывали чересчур бережно, отчего поршневые кольца не притерлись должным образом, или в него залили масло меньшей вязкости, чем рекомендованная 15W50. Так что отслеживать уровень через смотровое окно приходится регулярно.

Обкатка, к слову, происходит весьма медленно. Поэтому если вам приглянулся экземпляр с пробегом менее 5000-6000 км, то будьте готовы, что работа «воздушника» может показаться грубой
и вибронагруженной.

Отдельные владельцы жалуются на то, что оппозитная «двойка», особенно на экземплярах с «прямотоком», порой может заглохнуть без веских причин (чаще всего при переключениях вниз и при работе на холостых). Проблема во многом объясняется сверхбедной смесью, на которой во имя соответствия эконормам вынужден работать весьма пожилой мотор, а лечится это либо перепрошивкой блока управления, либо установкой устройства Booster-Plug (упрощенного аналога Power Commander).

Коробка передач, как у всех «воздушных» BMW, никогда не отличалась ни мягкостью, ни четкостью переключений. И в этом повинны не столько закисающие шарниры тяг переключения, сколько
«старорежимная» конструкция «шестиступки». Это означает, что при обращении с ней стоит проявлять спокойствие и настойчивость, хотя и в данном случае включение первой передачи или поиск нейтрали может порядком затянуться — спасает перегазовка с двойным выжимом сцепления. Однодисковое сцепление, кстати, если не зверствовать (в дрэговых заездах не участвовать, резину не отжигать и на заднее колесо лишний раз не подниматься), выдерживает до 60-70 тысяч км. Ночные кошмары про рассыпающиеся подшипники и изгрызенные шестерни редуктора, преследовавшие не одно поколение «оппозитов», вроде бы остались в прошлом. Однако осторожность все равно не помешает.

Ведь одна из отзывных кампаний по R nineT, выпущенным в период с 2014 по 2017 годы, относилась как раз к карданному приводу: болт, которым маятник крепится к раме, мог ослабнуть и привести к аварии.

Основная проблема электрики — слабый штатный аккумулятор: редко какой доживает до конца сезона. Причем периодическая профилактика с помощью импульсного зарядного устройства спасает
лишь отчасти, незначительно откладывая момент, когда мотоцикл откажется заводиться на холодную. Плохо, что падение напряжения в сети чревато появлением многочисленных ошибок в системе. «Найн-Ти» располагает парой розеток для подключения, скажем, навигации и жилета с электрообогревом. К тому же они предсказуемо «заточены» под бээмвэшные гаджеты, отчего для подсоединения сторонних устройств наверняка понадобится переходник. Если же «допов» больше двух, то с учетом используемой баварцами CAN-шины цеплять провода придется строго в определенных местах: непосредственно к батарее, например, или к шлейфу для зарядки под водительским седлом.

ДВИГАТЕЛЬ

Оппозишя «двойка» воздушно-масляного охлаждения объёмом 1170 см3 и «шестнступка» достались «классику» R nineT от родстера R1200R. Силовой агрегат в целом надёжен, хотя н требует определённого внимания. Механикам известна его крайняя чувствительность к «уплывающим» тепловым зазорам клапанов и сбившейся синхронизации дросселей, поэтому юс проверка и регулировка требуется каждые 10 ООО км. Определённое масложорство считается нормой, а значит, отслеживать уровень масла приходится регулярно.

ПОДВЕСКА

Претензия владельцев всех версий родстера BMW к подвескам де-факто одна: чересчур простецкие для своего класса. При зтом если у «обычного» R nineT демпфирование перевёрнутой вилки с перьями 0 46 мм (до 201/ года — нерегулируемыми) подобрано более-менее прилично, то 43-миллиметровый «телескоп» остальных версий (он даже не картриджный) настроен на откровенно размеренный лад. Самый распространённый метод лечения — замена пружин И жидкости в вилке вместе с покупкой нового моноамортизатора.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Радиальные суппорты Brembo положены исключительно топовому R nine! Остальным же традиционные 4-поршневые скобы той же марки. Антиблокировочная система срабатывает рановато, но в целом корректно. Кстати, прокачивать систему следует целиком, чего многие (в том числе и механики официалов) делать откровенно ленятся. Расплата наступает в виде у мершего блока ABS.

ТЮНИНГ

В отношении индивидуализации R nineT существует ровно два ограничителя: ваши воображение и достаток. Во всем же остальном — полная свобода. Ведь список дополнительного оборудования и аксессуаров в заводском каталоге кажется бесконечным: от банальной сумки на бак до комплекта фрезерованных деталей линейки Spezial. Да и сторонние фирмы (достаточно вспомнить Rizoma и Wunderlich) в деле создания опций тоже постарались на славу.