Chevrolet Niva слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Присутствие в названии модели слова Сhevrolet еще не делает ее современной и технологичной. С другой стороны, стоимость и широкая доступность запчастей, а также возможность самостоятельно ремонтировать машину в любых условиях компенсируют недостатки надежности. А если учесть, что Chevrolet Niva обладает почти беспрецедентными внедорожными способностями при доступной цене, то перед нами отличный вариант для любой глубинки. От этого и будем отталкиваться.

Chevrolet Niva

История

Старушке «Ниве» в этом году 40 лет. ВАЗ-2121 — автомобиль замечательный. Это не только первая самостоятельная разработка Волжского автозавода, но и родоначальник нового класса автомобилей — компактных внедорожников с несущим кузовом. Рестайлинг был проведен только в 1993-м, когда задняя дверь опустилась до бампера. Тогда же «Нива» обзавелась собственными (вместо 1,6 л — от ВАЗ-2106) моторами 1,7 и 1,8 л. Через год на экспортных версиях появились инжекторные двигатели 1,7 л с системой управления GM, а также дизелями Peugeot. Востребованной, кроме базовой «короткой» модели, оказалась пятидверная версия 2131, ставшая серийной в 1996 году.

Среди новых российских автомобилей третьего тысячелетия ВАЗ-2123 был одним из самых желанных. Пилотные экземпляры, собранные в количестве нескольких сот штук по обходной технологии в 2001-м, хоть и пробежали по страницам газет и журналов, но так толком в свободную продажу и не попали. Долгие переговоры о создании СП «GM-АвтоВАЗ» завершились только в 2002-м, а под новый 2003 год Chevrolet Niva с золотистым крестом на капоте появился в автосалонах. Очередь мгновенно растянулась на несколько месяцев, но через гол ее не стало. Репутацию авто подмочили качество сборки, низкая надежность и нехватка запасных частей.

С предшественницей, «Нивой» первого поколения, новая машина, как говорят, рядом не лежала. В дизайне между ними тридцатилетняя пропасть. Злые языки утверждают. что источником вдохновения для создания экстерьера послужила Toyota RAV4 первого поколения. Может, и так, но ни в пропорциях, ни в деталях плагиат не просматривается. Дутые полукруглые формы — веяние эпохи биодизайна. О качестве сборки кузова столь лестных слов не скажешь, но все-таки гpex жаловаться. Уже через полгола-год после начата выпуска, несмотря на несколько великоватые, но уже ровные зазоры между панелями, явных огрехов подгонки деталей кузова и их окраски почти не наблюдалось.

Оригинальный дизайн салона, разработанный почти десять лет назад для 23-й «Нивы», практически не изменился. То, что тогда казалось новым и передовым, сегоди я безнадежно устарело. Аляповатые кнопки и дешевенькая обивка сидений портят и так не самое лучшее впечатление о салоне. В погоне за снижением себестоимости применялись пластики низкого качества. На солнце детали интерьера коробились, а от вибрации скрипели и от валивались. У более поздних экземпляров с этим получше, но радикальных изменений качества не произошло.

Вполне логично, что Chevrolet Niva особенно ждали дачники, рыбаки и охотники — «нивоводы» со стажем. Поэтому их отзывы о первых поездках на «нашемарке» были в основном восторженные. Они выиграли дважды. Это действительно комфортабельный автомобиль широкого назначения. На шоссе он ведет себя почти как легковой. Динамика и управляемость позволяют не выбиваться из городского потока, быстро и надежно ехать по трассе. Большинство владельцев не испугала чуть худшая по сравнению с предшественницей проходимость, обусловленная иной геометрией ходовой части: база подросла, а диаметр колес уменьшился. Главный арсенал — постоянный полный привод, блокировка центрального дифференциала и понижающий ряд — остался при ней.

Автомобиль печально прославился низкой надежностью ходовой части. Видимо, этим и объясняется непривычно маленькая гарантия производителя — 30 тыс. км или один год с российским мотором и 45 тыс. км или два года — с двигателем Opel (выпуск начат в 2006-м? но малыми партиями).

Слабые места: сальники, шаровые опоры и детали рулевой трапеции. На новом автомобиле или после замены срок их жизни непредсказуем — от сотен до десятков тысяч километров и
зависит не столько от манеры езды или условий эксплуатации, сколько от качества самих деталей. Заменить и ездить какое-то время спокойно не всегда удается и приходится полагаться на случай. С шарнирами равных угловых скоростей, редукторами мостов, крестовинами карданных валов, ступичных подшипников и сцеплением полегче. Стабильность их качества выше, но к 30—40 тыс. км большинство этих узлов требуют серьезной ревизии, а нередко — замены.

Особой сложностью устройства, впрочем, как и высокой надежностью, электрооборудование Chevrolet Niva не страдает. Проводка далеко не упрятана, что позволяет быстро найти и устранить неисправность. Защита кабелей слабая. Нередки случаи нарушения изоляции, подгнивания проводов или пробоев на массу уже у трех-четырехлетних машин.

Ресурс стартера и генератора невелик, но на 70—80 тыс. км, как правило, хватает. Нередкое явление — отказ вентиляторов охлаждения радиатора (их два). Причина — плохая зашита от воздействия внешней среды. Обычно они сразу не «умирают», а начинают регулярно жечь предохранители. Нештатные, рассчитанные на больший ток «пробки», ведут к нагреву проводов и под плавлению корпуса бло-ка предохранителей.

Штатный иммобилайзер и замок зажигания, особенно на первых машинах, часто создавали проблемы, которые сейчас практически преодолены, а хозяин подержанной машины наверняка эти узкие места уже давно победил.

Двигатель

Двигатель 1,7 л требует внимания почти как живое существо. Если ресурс цилиндропоршневой группы восьмиклапанного вазовского мотора хорошо известен и в среднем до капитального ремонта составляет 120 тыс. км, то с наносным оборудованием все не так просто. Утекающий в неизвестность тосол, потертые, с грешниками, или сочащиеся на стыках шланги не редкость. Гаражные мелкие ремонты и самостоятельное обслуживание автомобиля возможны, но требуют квалификации. Сейчас дефицит запасных частей преодолен и цены терпимы. Зато прейскуранты сервисов вполне иномарочные, но лучше все же довериться мастерам и заплатить за пресечение появившейся неисправности в зародыше, чем рисковать безопасностью на дороге или доводить
дело до остановки в чистом поле.

Покупая подержанный Chevrolet Niva, не стоит рассматривать совсем старые машины. 50 тыс. км на одометре — золотая середина, позволяющая соблюсти компромисс между ценой и проблемами, которые в будущем придется решать. Возраст три года оптимален по тем же соображениям. Как правило, к этому времени старый хозяин уже излечил все возможные «детские» болезни, приведя авто в приличное состояние. Особое внимание — состоянию ходовой части, двигателя, раздатке и коробке передач. Полная диагностика на хорошем сервисе требует времени и материальных затрат, но может послужить основанием для торга, а при независимом положительном вердикте — хоть какой-то гарантией что, став вашим, Chevrolet Niva
сразу не подведет и не заставит немедленно платить за дорогой ремонт. А дальше — сбой с неисправностями, по мере их появления.

Трансмиссия

Непростая конструкция трансмиссии, разумеется, требует к себе внимания: смазки шлицевых соединений и подшипников крестовин карданных валов (по регламенту каждые 15 000 км). Масло в КП, раздаточной коробке, переднем и заднем мостах меняется каждые 30 000 км пробега. Лить советуют синтетику, с ней трансмиссия работает лучше и тише. Почти все владельцы жалуются на вибрации в разных диапазонах скоростей: от 70 до 120 км/час. Причина – плохая балансировка приводных валов и низкое качество подшипников трансмиссии. «Лечение» сложное – установка качественных подшипников и балансировка валов, которую осуществляют единичные СТО, найти которые даже в большом городе – серьезная проблема.

Кузов тоже далеко не без проблем. Особенно активно гниют арки колес, это хорошо заметно уже через три-четыре года. Царапины начинают ржаветь уже через несколько дней. Облезает краска на пластике. Главный недостаток салона – полное отсутствие шумоизоляции. Бывает, внутрь затягивает неприятные запахи. Но в сравнении с прочим, с этим можно мириться. К тормозам же претензий минимум. Бывает, коробит тормозные диски, но в силу дешевизны ремонта проблема легко решается. Ну а главный недостаток подвески – слабые амортизаторы. Их хватает ненадолго. Рекомендуем устанавливать газонаполненные. Помогает надолго.

Как вы уже поняли, тема большая. Проблем с Chevrolet Niva хватает, но за что же ценят такие машины? Мы намеренно не указали ни одного ценника на запчасти. Нет смысла. Ведь каждый из них существенно ниже аналогичного даже у самой бюджетной иномарки. Запчастей море, они дешевы, а машину можно починить в любой глубинке. Это и есть залог успеха данного внедорожника.

Электрика

Отказ стеклоподъемников – редкость. Зато генератор, его ремень и стартер вряд ли проработают долго. Рекомендуем устанавливать 90-амперный (и больше) генератор. Штатный 80-амперный слишком слаб. Под уклоном врет датчик уровня топлива. Проводка вентиляторов охлаждения пасует перед внешней средой, частенько горят соответствующие предохранители.

Подвеска

Каждые 15 000 км пробега рекомендуется проверять состояние ступичных подшипников и при необходимости их подтягивать. Замены они потребуют каждые 30 000 км. Шаровые опоры, сальники, детали рулевой трапеции, реактивные тяги… Все это тоже не относится к сильным сторонам автомобиля. Следить и менять, и так во всем. Не любят серьезных нагрузок и ШРУСы. Часто рвутся пыльники, отчего узлы быстро выходят из строя.

Плюсы и минусы:

+ Низкая стоимость автомобиля, запчастей и обслуживания. Неприхотливость, возможность отремонтировать машину буквально в поле. Отличные внедорожные качества. Относительно крепкая подвеска

— Низкая надежность автомобиля в целом. Отсутствие шумоизоляции. Очень высокая вибронагруженность. Цепь ГРМ, датчик дроссельной заслонки, система охлаждения, ЛКП, раздаточная коробка, проблемы с МКП, недолговечные амортизаторы, низкое качество запчастей