«Мы пойдем другим путем», — сказали конструкторы Citroen и спроектировали в начале 80-х модель ВХ. Машинка получилась весьма нетрадиционная. Сегодня она стоит недорого и многих отпугивает, хотя оснований для этого не так уж и много…

citroen-bx

ИСТОРИЯ

Модель ВХ дебютировала на Парижском автосалоне в 1982 году. Ее кузов был спроектирован в известном итальянском кузовном ателье «Bertone». Сначала автомобиль предлагался с одним из трех бензиновых двигателей: 1,1 л (55 л.с.), 1,4 л (62 л.с.) и 1.6 л (90 л.с.). Годом позже появились дизельные модификации 1,9 л (65 л.с.). Универсал, по традиции фирмы имеющий в своем обозначении слово «Break», был предложен в 1985-м. В 1986 году модель претерпела рестайлинг, в ходе которого немного изменилась внешность — были модернизированы бамперы, передние оранжевые указатели поворота заменили на белые. В основном же изменения коснулись начинки — модель получила современную панель приборов и подрулевые переключатели, заведующие дворниками, поворотниками, освещением и звуковым сигналом. Тогда же как опция стали предлагаться АБС и каталитический нейтрализатор выхлопных газов. В 1988 году дебютировали полноприводные модификации, оснащенные блокировками всех трех дифференциалов. С 1990-го полноприводые версии предлагались и с дизелями.

В 1993 году с конвейера сошли последние экземпляры ВХ с кузовом хэтчбек, а универсал выпускался еще год, после чего ему на смену пришла новая модель Xantia. Всего ВХ было выпущено более 2,5 миллиона экземпляров.

Несмотря на то что последние экземпляры ВХ сошли с конвейера в 1994 году, его прямоугольно-параллельный дизайн говорит об очень древнем происхождении модели, да и в современном дорожном потоке он смотрится эдаким «гадким утенком», не лишенным, впрочем, шарма. Тем не менее ВХ имеет массу достоинств, и прямое подтверждение тому — гот факт, что его владельцы, если и расстаются со своим «железным конем», то в большинстве случаев только для того, чтобы пересесть на более свежую модель от «Citroen».

Citroen ВХ выпускался в двух типах кузова — пятидверный хэтчбек и универсал. Последний появился в 1985-м и согласно классификации фирмы имел дополнительное обозначение Break. Кузовное железо на удивление хорошо сопротивляется коррозии, а во всех скрытых полостях оно защишено специальной пленкой, приклеенной очень крепко и не отваливающейся от старости. Типичное место; где стоит поискать следы «рыжей чумы» — это задние крылья. Кстати, капот и задняя дверь выполнены из пластика, который, разумеется не ржавеет.

При довольно скромном размере ВХ обладает вместительным салоном, в котором даже пять человек могут чувствовать себя более-менее комфортно. Это достигается в том числе и за счет того, что сиденье второго ряда отодвинуто назад несколько больше, чем у одноклассников. Весь пол багажника у модели ровный, и в
нем не выступают элементы крепления задней подвески.

До модернизации 1986 года органы управления были очень нетрадиционны. Так, односпицевый руль не имел подрулевых переключателей, а поворотники, дворники и освещение включались специальными клавишами. Поэтому при покупке машины кинув взгляд на органы управления, можно примерно определиться с возрастом потенциальною приобретения и оценить свою готовность к тому, что манипуляции с клавишами придется осваивать, особенно если периодически возникает необходимость управлять «нормальными» машинами. Помимо этого, надо помнить, что рычаг стояночного тормоза блокирует передние колеса, и попытка использовать его для красивого прохождепия поворота с заносом задней оси может закончиться плачевно. В остальном же салон достаточно традиционен для автомобиля тех лет выпуска, а три регулировки сиденья позволяют с удобством разместиться за рулем. К типично салонным неприятностям надо отнести слабость ручек стеклоподъемников и замков дверей, но стоят они недорого и заменяются просто.

В зависимости от версии «начинка» ВХ может быть как очень простеньком (то есть практически «голой»), так и весьма «нашпигованной» всевозможными наворотами — электропакет, бортовой компьютер, электронная приборная панель, кондиционер и другие «прибамбасы». Особенно этим отличаются ограниченные серии, такие, как Digit, Leader, Sport, Evasion, Olympique, Image. Французский концерн вообще любил выпускать специальные небольшие серии, которые значительно отличались от базовых версий.

ПОДВЕСКА

Основная нетрадиционность модели заключается в ее гидропневматической подвеске, из-за которой большинство автомехаников и потенциальных покупателей шарахаются от ВХ, как от чумы.

На самом деле подвеска достаточно проста, надежна, недорога в обслуживании и вполне ремонтопригодна, но уж больно специфична. Итак, в ней нет пружин и амортизаторов, а их роль выполняют гидроаккумуляторы (зеленые сферы), навинченные на специальные стойки. Сами сферы поделены эластичной мембраной, подпираемой с одной стороны сжатым азотом, а с другой — зеленым маслом марки LHM. По трубкам в сферы подается LHM, давление которого на мембраны меняется в зависимости от того, на какую неровность наехало колесо. Это и обеспечивает потрясающую плавность хода.

Гидроаккумуляторы очень живучи и служат но десять и более лет при соблюдении следующих правил: во-первых, в гидросистему можно заливать только это самое специальное масло LHM, а во-вторых, машина не должна стоять без движения длительное время. И то и другое приводит к выходу сфер из строя, однако стоят они порядка $70—75 за штуку, а операция по замене вполне возможна даже в гаражных условиях.

Довольно распространенное явление на престарелых экземплярах — перетирание многочисленных трубочек и шлангов гидросистемы об элементы кузова и подвески. Диагностируется это следующим образом: на начальном этапе под машиной видны зеленые потеки, ну а потом попросту перестает работать подвеска, и машина садится «на брюхо». Езда с ненормально функционирующей подвеской приводит к быстрому износу других деталей, например, подшипников задних рычагов, которых там целых восемь штук, а их замена требует специальных приспособлений и изучения литературы, где указаны моменты затяжки и прочие особенности, которые надо обязательно учитывать.

Ресурс остальных элементов ходовой части весьма велик: нередки случаи, когда они не требуют к себе внимания до 150 тыс. км.

Для управления высотой положения кузова в салоне установлен четырехпозиционный тумблер. первое положение которого — посадка-высадка пассажиров (для этого машина приседает). Для езды по нормальным дорогам — второе положение тумблера, по разбитым — третье, однако за счет повышающегося центра тяжести автомобиль становится более валким в поворотах, а вот последнее, четвертое, положение поднимает кузов на очень приличную высоту и позволяет проехать там, где обычным легковушкам делать нечего.

Правда, в этом «внедорожном» положении подвеска практически перестает выполнять свои функции, и ехать можно только с черепашьей скоростью. Кстати, некоторые владельцы ВХ чересчур увлекаются «джиповскими» способностями машины, что в результате приводит к различным неприятностям, и хотя такие нежные детали, как ШРУСы, прикрыты зашитными щитками, а картер двигателя не выступает снизу, перед покупкой стоит оценить состояние узлов и агрегатов, находящихся под кузовом машины, на предмет всевозможных вмятин и трещин.

ДВИГАТЕЛИ

Для модели предлагалось более десятка моторов. Потрадиции фирмы цифровой индекс модели свидетельствует об объеме двигателя, например, 13Х14 — 1,4-литровый мотор. На автомобиле применялись четырехцилиндровые карбюраторные двигатели объемом от 1,1 л (55 л.с.) до 1,9 л ( 16()л.с.), и лишь на экземплярах последних лет выпуска появились впрыск и 16-клапанный механизм газораспределения. Также предлагалось несколько вариантов дизелей объемом 1.8 — 1,9 л и мощностью 60—90 л.с. В целом все двигатели вполне надежны, но в результате длительной отечественной эксплуатации они могут подкидывать различные неприятности, самые безобидные из которых — вышедшие из строя водяные насосы и засорившиеся жиклеры карбюратора. Наиболее живучими считаются 1,6- и 1,9-литровые бензиновые агрегаты с двумя клапанами на цилиндр и атмосферные дизели.

ТРАНСМИССИЯ

На экземплярах ранних лет выпуска устанавливались четырсхступснчатые механические КП, впоследствии замененные пятиступенчатыми. Также предлагалась автоматическая четырехдиапазонная КП, встречаюшаяся довольно редко. Основная причина, приводящая к выходу коробки из строя, — течь масла из-под сальников приводов. Кстати, некоторые модификации имели общий масляный картер для КП и двигателя, и в этом случае о нехватке масла сообщал датчик аварийного давления.

В 1988 году дебютировали модификации с полным приводом, оснащенные блокировками всех дифференциалов — переднего, заднего и межосевого (редчайший случай в легковом автомобилестроении). В начинке этого почти джипа много «своего», что невозможно купить в неоригинальном виде или приобрести на «разборке». Поэтому при покупке версии 4×4 надо провести всестороннюю диагностику на специализированной станции и осуществлять сделку лишь после примерной кальку-
ляции всех выявленных дефектов.

Что касается запчастей для обычных переднеприводных экземпляров, то их поиск проблем не составляет. В крупных городах практически вес необходимое в наличии есть, к тому же узды и агрегаты можно прикупить на «разборках», а не которые детали, такие, как сальники, манжеты, ШРУСы и кое что еще, подходят от Peugeot 405. Тем не менее число модификаций данной модели превышает два десятка (не считая специальных серии), и поэтому при покупке деталей «на глазок» можно столкнуться с определенными сложностями. А еще при регистрации автомобиля в органах будьте готовы к тому, что вас пошлют… на специализированную экспертизу, а вес потому, что у большинства модификаций на блоке цилиндров отсутствует номер двигателя. Этот самый номер может быть прописан на одной из табличек, приклепанных как к силовому агрегату, так и к кузову.

ВЫВОД

К несомненным достоинствам ВХ надо отнести плавность хода, а также ряд других приятных особенностей, таких, как дисковые тормоза на всех колесах, гидроуселитель руля (за исключением машин первых лет выпуска), вместительный багажник (особенно у универсала), ну а самое главное — невысокая стоимость автомобиля, который можно купить буквально за копейки, особенно если у него вышло из строя что-нибудь специфическое.

ПЛЮСЫ

плавностьхода
низкая цена подержанных экземпляров
высокая коррозионная стойкость

МИНУСЫ

сложности в ремонте
проблемы при подборе запчастей
невозможность проведения ремонта на рядовых сервисах

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь