DAF CF слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

На просторах России труженик DAF CF из Нидерландов пока больше востребован в строительном секторе: на его шасси монтируют самосвальные кузова и бетоносмесительные установки. Впрочем, и дальнобойщикам он по душе, особенно если речь идет не о международных, а о внутренних перевозках. При соблюдении всех стандартов и требований транспортников это своего рода эконом-класс дальнего боя. При полной конструктивной аутентичности с флагманом DAF XF105 он скромнее только в размерах кабины. И выбирают его за удачный симбиоз комфорта, надежности и цены.

daf-cf

В стандартном оснащении CF есть предпусковой подогреватель. А вот фильтр-сепаратор – позиция заказная. Если автомобиль им не укомплектован, рекомендуется сделать это на сервисной станции, благо сами фильтры, необходимые жгуты и разъемы есть в наличии в магазинах фирменных запчастей.

Из обширного списка опций к DAF CF перевозчики чаще всего заказывают подогрев топлива, причем некоторые – непосредственно в баке. Транспортники выбирают автономный жидкостной отопитель, а не сухой фен. Это позволяет быстрее пустить двигатель в условиях низких температур, не перегружая аккумулятор и не прибегая к использованию внешних источников питания.

В последние годы многие российские перевозчики устанавливают на свои грузовики системы слежения и спутниковой навигации. Цена вопроса безопасности и эффективности перевозок такова, что экономить на таких средствах – себе дороже. Некоторые компании заказывают системы контроля за уровнем расхода топлива, причем как DAF, так и других производителей. Если бизнесмен намерен добиться от использования подвижного состава максимальной эффективности, без таких систем достичь желаемого результата очень сложно.

Наряду с верхним спойлером дальнобойщики охотно берут боковые, поскольку наряду с улучшением внешнего вида это дает экономию топлива. В обязательном порядке востребован противосолнечный козырек. Дополнительные фары – опция на любителя, и поскольку у нас редко бывают густые туманы, а пылевые бури – вообще экзотика, их заказывают довольно редко. Другое дело – клаксоны на крышу: эти атрибуты покупает практически каждый клиент. Кроме красоты это еще и безопасность, а экономить на ней – дурной тон.

У голландского грузовика реально много достоинств и в глобальном смысле (с точки зрения эффективности использования и минимизации затрат), и в частности (с точки зрения удачных конструктивных решений). Например, при грамотном уходе у него нет потеков технических жидкостей, чем грешат, например, моторы некоторых отечественных производителей. Не гремит подвеска и не трещат рессоры. Да и спрос на рессоры к тягачам невысок: за год в столичном регионе через официальные сервисные пункты проданы только две такие детали. Правда, к самосвалам листовые элементы подвески востребованы гораздо чаще – в силу все того же перегруза.

Большое преимущество – во взаимозаменяемости ряда «дафовских» деталей. Скажем, тормозные колодки для CF, LF, XF одни и те же. А поскольку вещь это расходная, часто востребованная, а в автопарках встречаются и CF, и XF, то выгода очевидная. Кроме колодок на моделях DAF унифицированы передние и задние ступицы, независимо от вида транспортного средства – тягач это, шасси или самосвал. Ступицы необслуживаемые, поэтому покупают их достаточно часто.

У CF практически такое же шасси, как у «старшего брата» XF. Навесное оборудование – один в один, без изменений. Разница в том, что его кабина чуть уже, чем флагманская, хотя рабочее пространство (не путать с общим объемом!) одинаковое. На флагмане убрали моторную шахту, а в CF ее высота составляет 440 мм. Есть разница и в габаритах спальных полок: они скромнее, чем на представительской версии. Но для отдыха в пути условия приемлемые.

Резьбовые соединения и заводская покраска рамы не нуждаются в дополнительном уходе. То есть необходимости покрывать уязвимые места антикором или защищать болты смазкой нет. Кабина обеспечена гарантией производителя от сквозной коррозии сроком на 10 лет. Рачительные перевозчики раз в три года обрабатывают ее антикоррозионным составом. Но кто по окончании срока лизинга намерен технику продавать, как правило, этим пренебрегают. И зря. Опытные водители советуют не запускать «железо» и при появлении царапин и сколов до металла обрабатывать поврежденные участки «Мовилем».Проблем с AdBlue российские перевозчики не знают, поскольку такие автомобили не заказывают, и среди ввозимых из ЕС машин с пробегом подобной техники пока нет. В остальном сильные и слабые стороны DAF CF известны. В числе сильных сторон – не вызывающая проблем подвеска кабины на сайлентблоках. Они несмазываемые, запрессованные, оттого и надежные. Преимуществом является и минимальное количество мудреных электронных систем, капризничающих при сильных морозах, в жару и большой влажности.

Можно было бы сказать, что неприхотливый характер «голландца» не накладывает отпечаток на его эксплуатацию в России, но это не так.

Заводом установлено, что для двигателей семейства МХ нормой технического обслуживания является интервал 35 тыс. км пробега. Загвоздка в том, что российские перевозчики считают его маленьким и стремятся всеми правдами и неправдами увеличить. Отсюда проблемы с надежностью, поскольку вольная трактовка предписаний производителя на деле сокращает ресурс автомобильных узлов и агрегатов, причем дорогостоящих.

Разговоры о том, что для грузовиков DAF в Европе установлены чуть ли не вдвое большие интервалы, – не более чем выдумка. Завод четко прописывает рекомендации: 40 тыс. км – для двигателей Euro 4 с компонентами AdBlue и 35 тыс. км – для всех остальных. Применительно к спецтехнике нормативы еще жестче: 37 тыс. км и даже 20 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации. Кстати, со всеми перевозчиками, купившими голландские грузовики в компании «VH-DAF», проводится своеобразный «ликбез», на котором доводятся предписанные нормы и стандарты. В обязательном порядке заказчиков консультируют по сервисному обслуживанию и предупреждают, что в случае нарушения рекомендаций завода автомобиль с гарантийного обслуживания снимается. Вот и считайте, что вам выгоднее.CF удобен для самостоятельного обслуживания, что подтверждено практикой его использования в Чите, Красноярске, Барнауле, Новосибирске и других городах страны. Важно только не переусердствовать. А то ведь есть примеры некомпетентного подхода. Недавно, например, один перевозчик перебрал мотор своими силами, а после пуска срезало шпонку распредвала. Экономия вышла боком. И таких примеров, увы, хватает.

На эффективность и безотказность работы влияет и правильность выбора агрегатной базы. Например, некоторые перевозчики покупают грузовик с 340-сильным двигателем, который идеален для городских условий с небольшой нагрузкой, а эксплуатировать его начинают в гористой местности с загрузкой более 20 т. А для этих случаев нужен мотор помощнее. Вроде бы прописная истина, но не все ее соблюдают. Зато те, кто подходит к выбору по-хозяйски, довольны.

Так, с января 2008 года на полуострове Ямал работает партия самосвалов DAF CF85.340 с утепленной кабиной. На первых автомобилях стояли двигатели ХЕ, теперь – МХ. Вместо 8-ступенчатой механической коробки передач сейчас используется 16-ступенчатая производства ZF. Никаких замечаний по КП нет. Да и в целом техника показала надежность. За неполные полгода из 33 автомобилей только на одном полетел межосевой дифференциал, да и то из-за неправильного пользования блокировкой. Дело в том, что перевозчики не читают руководство по эксплуатации. И обычно включают блокировку на подъеме, когда автомобиль не вытягивает, а делать этого на ходу категорически нельзя. В итоге разрывает делитель. Цена ошибки – от 14,5 до 17 тыс. евро за дифференциал.

В базовом оснащении CF для России поставляется сухой фен Ederspächer (на заказ – Webasto) мощностью до 4 кВт. Некоторые отдают предпочтение опции в виде «мокрой» печки мощностью до 9 кВт в максимальном режиме. Греет-то она мотор хорошо, только и аккумулятор «подъедает» прилично. И кто забывает об этом, после ночной стоянки может и не завестись…

Суровый характер дорожно-климатических условий накладывает свой отпечаток на особенности эксплуатации автомобилей DAF CF в России. Большинство этих проблем незнакомы европейским перевозчикам, а вот для наших они актуальны всегда.

Одна из самых характерных бед – перегруз. Такой подход к заработкам любой ценой чреват неизбежными проблемами с задними рессорами. Это лишь вопрос времени: когда металл не выдержит повышенных напряжений, даст трещину и в конечном итоге лопнет. Как показывает практика, на самосвалах FAD CF85 (8х4) ломается один и тот же коренной лист, причем всегда в одном и том же месте. И что удивительно: на перегруз машин водителей провоцируют сами владельцы подвижного состава. По их словам, цена рессоры – ничто в сравнении с расчетом за перевезенный объем сыпучего груза.

Из-за резких перепадов среднесуточных температур и обилия грязи на дорогах периодически возникают проблемы с тормозной системой. Под воздействием влаги и механических частиц коробятся и трескаются колесные диски, из-за присутствия абразива на рабочей поверхности быстро изнашиваются и приходят в негодность колодки. Засохшая грязь портит пружинки и в итоге снижает эффективность торможения.

Имеют место отказы дифференциала. Известны случаи, когда эту деталь на одной и той же машине меняли несколько раз. В гарантийный период несколько раз вместо испорченной устанавливали новую вискомуфту. Отмечаются проблемы с краном-модулятором передней оси. Трудно сказать, чего здесь больше – водительского головотяпства или заводской недоработки, но факты, как говорится, имеют место быть.

Российским перевозчикам никуда не деться от низкого качества топлива. Только за одну проверку столичных АЗС в мае 7 заправок были оштрафованы на сумму свыше 4 млн. руб. И это в Москве, где надзорные органы рядом и проверяющие могут нагрянуть в любой момент. Представьте себе региональные колонки, куда нога инспектора не ступала годами! Из-за неудовлетворительного качества солярки на DAF CF выходит из строя топливный насос низкого давления. Он не выносит большого количества воды и присутствия серы. Между тем замена насосной секции по нормам СТО занимает 2,5 часа работы, а это около 1200 руб. Конечно, опытные специалисты могут выполнить эту операцию своими силами всего за 40 минут, но ведь не у всех перевозчиков есть нужные знания и навыки.

Бывают неприятности, вызванные исключительно нерадивым характером водителей и их слабой профессиональной подготовкой. Иные «асы» умудряются жечь сцепление на отрезке в 7–8 тыс. км пробега.

Характерная беда машины – выход из строя четырехконтурного крана осушителя – в основном вызвана несвоевременной заменой фильтра влагомаслоотделителя. При точном соблюдении интервалов замены при проведении ТО сбоев в работе не бывает.

Есть такие моменты, которые прямого влияния на эффективность грузоперевозок вроде и не оказывают, но могут сработать как бомба замедленного действия. Типичный пример – обслуживание автомобиля в кустарных условиях. Допустим, перевозчик соблюдает рекомендованный интервал замены масла и фильтров, но не на фирменной станции, а в своем автопарке. Все хорошо, но в этом случае машина лишается компьютерной диагностики всех систем и агрегатов. Не считываются электронные коды ошибок и неисправностей, которые водитель самостоятельно распознать не в состоянии. В итоге автомобиль просто может встать на трассе. Как говорится, со всеми вытекающими…Опыт эксплуатации в районах с суровым климатом показал, что при температуре воздуха ниже –42 ˚С возникают проблемы с электрикой. В частности, дубеет проводка, и иногда даже в пучке ломается от вибраций. Второй нюанс связан с контактами в местах разъемов. Из-за попадания песка, соли, дорожных химреагентов нарушается герметичность контактов, проникает влага, идет процесс окисления. Правда, завод кое-что изменил в конструкции, например, при изготовлении изоляции для электропроводки используется не пластик, а более эластичный материал. Но поставщики техники рекомендуют и самим не плошать. Если центральный блок хорошо защищен от проникновения грязи и влаги, то доступные разъемы нужно периодически проверять визуально, и при необходимости снимать и очищать. Это касается сенсорного датчика системы ECAS, разъемов задних фонарей и боковых светоотражателей. В принципе, это относится к ежедневному ТО.