daf-lf

Как и большинство средне тонажников европейских фирм «большой семерки», новый DAF LF стоит непропорционально дорого для своей грузоподъемности около трех миллионов рублей. Это голое базовое шасси с четырех цилиндровым 140 сильным мотором в салонах официальных дилеров.

daf-lf

Неудивительно, что счет машин, официально проданных у нас за последние пару-тройку лег, идет на единицы. Правда, реальное количество новых DAF LF может несколько превышать указанное в таблице, поскольку большая часть импортируемых среднетоннажников оборудуют у нас кузовами (чаще промтоварными фургонами и рефрижераторами) российских фирм-ребилдеров, многие из которых присваивают готовым автомобилям собственные марки. Таким образом, обретя новый ПТС с маркой, например, «ИнтерПайпВан», машина уже перестает фигурировать в статистике как DAF.

Но в любом случае объемы парков среднетонажных европейских автомобилей в десятки раз скромнее парков крупно- и малотоннажных. Потенциальный покупатель машины грузоподъемностью 4-10 тонн, то есть переросший объемы перевозок фургонами категории В, сопоставив цены, скорее выберет крупнотоннажник. Ведь, например, 18-тонный DAF CF с ресурсом 360-сильного мотора 1,6 миллиона километров, 16-ступенчатой КП, интардером и кондиционером тот же самый дилер предлагает за 3,3 млн рублей – всего на 10 % дороже, чем базовый, не обладающий ни одним из этих достоинств LF. Иначе говоря, цены среднетоннажников, в которых даже просто металла меньше, не говоря уже о количестве высокотехнологичных деталей и узлов, привязаны скорее не к их себестоимости, а к платежеспособному спросу европейских перевозчиков, учитывающих каждый цент в суммарных расходах на топливо.

Однако на вторичном рынке несколько иная конъюнктура – там в одном ценовом диапазоне фигурируют машины разных поколений, например, среднетоннажные трехлетки с пробегом около 200 тыс. км и крупнотоннажные шестилетки, намотавшис свыше полумиллиона километров. Вот почему к подержанным DAF LF есть устойчивый интерес российских перевозчиков – как одиночек, так и небольших предприятий с десятком автомобилей в парке.

Модификации

Автомобили DAF LF ведут родословную от грузовиков старинной английской компании Leyland Trucks – она же и по сей день их выпускает на своем родовом заводе в городе Лейланде, графство Ланкашир. С 1998 года эта фирма вместе с концерном DAF Trucks NV входит в американский холдинг Paccar inc, однако сотрудничество с голландцами у Leyland Trucks началось еще в 1986 году – среднетоннажники двух предыдущих поколений тоже шли на европейский рынок под голландской маркой. (Напомним, с 1986-го по 1991 годы это была линейка DAF F 600, DAF F 800 и DAF F 1000, а с 1991-го по 2001 годы – DAF 45 и DAF 55.) Первое поколение современной модели LF (по классификации DAF – Light Forte, то есть «легкая сила») представили в 2001 году, но на вторичном рынке более актуальны машины второго, выпуск которых стартовал в 2006-м. И, разумеется, речь идет только о шасси 4×2 под спецкузова, поскольку прочие модификации гаммы LF, например, трехосные шасси с поддерживающе-подруливающим задним мостом экзотичны даже для Европы. Не менее специфичен на вторичном рынке «детский» тягачонок DAF LF45 FT с нагрузкой на седло 3,7 тонны вместо обычных девяти на массовых универсальных тягачах. Также неактуальны у нас популярные в Европе среднетоннажные самосвалы, но автоэвакуатор или коммунальная машина на шасси DAF LF вполне может найти покупателя.

Разделение автомобилей одной модели на легкую и тяжелую серии – обычная практика европейских фирм, имеет место таковое и для DAF LF. Индексы 45 (машины грузоподъемностью 3-7 т при полной массе 6-12 т) и 55 (грузоподъемность 8,8-15,5 т при полной массе 12-21 т) унаследованы от предшествснников образца 1991 года. Учитывая, что концепция современного развозного грузовика предусматривает великое множество модификаций для точной подстройки под требуемую транспортную задачу (у DAF LF их около двухсот), четкой границы в применении разной прочности рам, гипоидных пар шестерен ведущего моста с разными передаточными числами и прочих нагруженных элементов для LF 45 и LF55 не существует – все определяет заказ первого покупателя автомобиля. По колесным базам совпадений нет – «сорок пятому» положено восемь значений от 3000 до 5400 мм, а «пятьдесят пятому» – девять других (от 3250 до 6300 мм). Второе геометрическое отличие между шасси легкой и тяжелой серий – в высоте верхней полки рамы: для LF45 она равна 710, а для LF55 – 820 мм. Кроме того, высоту шасси над дорогой задаст и диаметр колес – на LF45 применяют только 17,5-дюймовые, на LF55 полной массой 12-15 тонн (а также на седельном тягаче и 21-тонном трехоснике) – 19,5-дюймовые, и, наконец, на 16-19-тонных шасси – 22,5-дюймовые. Подвеска обычно на малолистовых параболических рессорах спереди и пневмобаллонах сзади, но возможны варианты с пневматикой по кругу либо рессорами и спереди, и сзади. Тормозная система-с пневмоприводом и дисковыми механизмами на всех колесах.

Кабины на сборку DAF LF приходят в Лейланд из французского Бленвилльсюр-Орна – с завода Renault Trucks. Межбрендовую унификацию по большинству панелей с автомобилями Renault Midlum, Renault Premium, Volvo FL, Volvo FE владелец LF в полной мере оценит, приобретя в «чужом» сервисном центре, например, ветровое стекло или дверь, ведь широта дилерской сети фирмы DAF в России пока далека от желаемой. Для обеих серий голландско-английского среднетоннажника предусмотрены два типа кабин: дневная и спальная с койкой размером 70×200 см. На LF45, которые обычно заказывают для городских перевозок, как правило, видишь Day Cab, а на «пятьдесят пятом» помимо дневной довольно часто встречается и комфортабельная Sleeper Cab, которую заказывают, если приходится работать на дальних рейсах или ночи напролет тарахтеть мотором на складах и терминалах. Изредка на вторичном рынке Европы попадается DAF LF с двухрядной четырехдверной кабиной на 6-7 мест – в этом принципиальное отличие модели среднего тоннажа от крупнотоннажника. Дневная кабина установлена на четырех резино-металлических подушках, а спальная оснащена подвеской на четырех пружинных стойках. В зависимости от назначения машины кабина может быть с низким двухъярусным или высоким одноярусным бампером – последний для российских условий эксплуатации предпочтительнее.

Смена поколений 2006 года была для DAF LF, по сути, рестайлингом. Изменения во внешности уловит лишь опытный взгляд – проще всего отличить новую машину от старой по горизонтальным, сходящим «на нет» клиньям у нижнего края откидной облицовки радиатора – они стали значительно короче, тогда как раньше доходили почти до середины кабины. Но главное новшество – в двигателях.

Традиционный поставщик моторов на Leyland Trucks – американская фирма Cummins, она же остается им и поныне. Благо, один из двух ее английских заводов, откуда везут моторы на сборку среднетоннажников DAF, находится в паре часов езды от Лейланда – в Дарлингтоне (графство Дарем). На прежние модели DAF 45 и DAF 55 ставили «евровторые», то есть с рядным ТНВД, моторы серии В – такие же, только не английской, а китайской сборки, в 2003 году пошли на «камазы». Автомобили DAF LF с самого начала выпуска оснащали двигателями следующего поколения ISBc – уже с приводом нижне расположснного распредвала и вспомогатель-
ных механизмов со стороны маховика, четырьмя клапанами на цилиндр и топливной аппаратурой Common Rail от фирмы Bosch. Еще тогда, в 2001 году, эти моторы соответствовали нормам Евро-3, а на клапанной крышке красовался логотип Paccar – так решили хозяева холдинга в Америке. 4-цилиндровые двигатели серии BE (это уже по но менклатуре DAF, а не Cummins) имели рабочий объем 3,9 л, а 6 цилиндровые СЕ – 5,9 л. Размерность цилиндра едина и для «четверки», и для «шестерки» – 102×120 мм.

В конце 2005 года, в связи с грядущим введением в Европе норм Евро-4, на фирме DAF Trucks полностью обновили гаммы двигателей грузовиков всех классов с применением системы впрыска раствора мочевины. На среднетоннажники с завода Cummins пошли моторы увеличенной до 107×124 мм размерности – рабочий объем 4-цилиндровых агрегатов новой серии FR составил 4,5 л, а 6-цилиндровых GR – 6,7 л. Соответственно, возросла и мощность, достигнув на флагманской «шестерке» трехсот лошадиных сил. В обозначении двигателей по номенклатуре DAF по-прежнему фигурирует значение мощности в киловаттах, например, 160-сильная «четверка» маркируется FR 118 S1.

Применение элементов трансмиссии зависит от двигателя и тоннажа машины. С четырехцилиндровыми агрегатами сочетается сцепление диаметром 362 мм и 5-ступенчатая коробка передач модели 5S42 от фирмы ZF. С шестицилиндровыми моторами идет 395- или 430-миллиметровое сцепление и 6-ступснчатая ZF 6S850. Последняя, в зависимости от транспортных задач первого заказчика, может быть в исполнении с прямой шестой передачей либо с повышающей. Изредка попадаются дорогие и, как правило, 16-19-тонные LF с 9-ступенчатыми (четыре – в основном блоке, плюс демультипликатор, плюс «черепаха») коробками ZF 9S109, ZF 9S1110 или Eaton FS6309. На европейском вторичном рынке немало экземпляров с автоматизированными КП от ZF семейства AS Tronic, а на шасси под коммунальные надстройки нередко заказывают и «автоматы» Allison.

Обозначений модификаций среднетоннажников LF достаточно информативно. После аббревиатуры марки приведены две или три буквы, которыми зашифрован тип автомобиля и колесная формула. Вначале всегда стоит F, говорящая о бескапотной компоновке, затем чаще всего А, указывающая на шасси под надстройки. Если вместо А стоит Т, значит, предлагают седельный тягач. Добавление буквы N указывает на 21-тонный трехосник. Далее, через пробел, приведена модель (в нашем случае LF) и через точку – мощность двигателя в лошадиных силах. Затем, после буквы G или Е, может быть указана полная масса в тоннах. Например, DAF FA LF45.160 G12 – шасси полной массой 12 тонн с 160-сильным мотором, a DAF FAN LF55.220 Е21 220-сильный 21-тонный трехосник с подруливающим допмостом. В объявлениях о продаже отдельные позиции обозначения часто перепутаны местами или отсутствуют, а нередко – наоборот, в произвольной форме добавлены упоминания об экологическом классе, наличии автоматизированной КП или холодильной установки фургона. VIN номер на DAF LF всегда начинается на XLR – эта аббревиатура зарсгистрирована за голландским предприятием DAF Trucks NV, а на 11-й позиции стоит буква L, указывающая на сборочный завод в английском Лейланде.

ПРОБЛЕМНЫЕ МЕСТА

Если машина из объявления приглянулась заочно – едем на смотрины. Неплохо бы взять опытного помощника. Любой обнаруженный дефект может помочь снизить цену – еще раз вспомним, что запчасти на DAF в России в основном оригинальные, то есть дорогие. Начинаем с кабины. Переходы в цвете и блеске окрашенных поверхностей – повод заподозрить имевший место кузовной ремонт, а значит – былую аварию.

Слой шпаклевки легко обнаружить с помощью магнитика, завернутого в ткань. Явно незаводская сварка под уплотнителями дверей – признак замены помятой панели. «А зачем ее меняли? После страшного лобового удара? А не новело ли при этом лонжероны рамы? А смогу ли я зарабатывать на такой гнутой раме деньги, или она скоро треснет при полной загрузке?»

Все эти вопросы надо вначале задать себе, а потом продавцу. И не получив внятного ответа, развернуться и уйти. Ведь аварийная, с горбами и морщинами, рама – это, как минимум, быстрый износ шин. Проверить геометрию рамы в первом приближении можно обычной рулеткой. Разница в расстояниях по бортам свыше 10 мм лишает предстоящую покупку экономического смысла. LF легкой серии на 17,5-дюймовых колесах весьма уязвим снизу, и если машину приложили мостом или торсионом стабилизатора о камень или ухаб на плохой дороге, ремонт влетит в копеечку. Так может сделать его за счет продавца? Тогда не побрезгуйте заползти под машину, постелив на землю прихваченный из дома коврик или бросовый картон. Детали шкворневого узла переднего моста на DAF LF считаются почти такими же «расход ни ка ми», как, например, шарниры рулевых тяг. Тем не менее, указав на люфт продавцу (для этого надо поддомкратить мост и вывесить колесо), вы можете скостить цену еще на десяток тысяч рублей.

Надо только чтобы помощник сел за руль и нажал на тормоз, пока вы будете качать колесо монтажной. На машинах с пневмоподвеской полезно слить часть конденсата из ресивера тормозной системы – отжав клапан. Если потекла рыжая пена, значит, пневмобаллоны скоро придется менять – масло, которое гонит изношенный компрессор, погубит их резину. Прогрев мотор, посмотрите на цвет выхлопных газов из глушителя. Белесый дымок или копоть говорят о необходимости компьютерной диагностики двигателя, и вряд ли стоит жалеть на нее деньги – одна только форсунка системы Common Rail стоит под 40 тысяч рублей, а ведь их в моторе, как минимум, четыре. Особое внимание – исправности системы впрыска мочевины. Сухой бак для AdBlue- первый признак, что покупку электронного блока за 150 тыс. рублей продавец решил переложить на плечи покупателя.

Ну и напоследок неплохо бы на машине прокатиться, перебрав на ходу все передачи и послушав все скрипы, скрежеты и завывания. Не исключено, что после этого данный грузовик будет фигурировать в переговорах как машина без коробки передач…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь