Семейство ВАЗ-2110, 2111, 2112 (1997-2007 гг.)

0
291

Автомобили «десятого» семейства ВАЗа — в лидерах продаж, хороший спрос на них и на вторичном рынке.

Семейство ВАЗ-2110, 2111, 2112

С формальной точки зрения «десятка» — вполне современный продукт, что бы там ни говорили о дизайне, эргономике и качестве отделочных материалов. Оказалось, даже европейцы готовы закрыть глаза на огрехи сборки, когда им предлагают удобный и динамичный семейный автомобиль, экономичный и экологически чистый, за полцены западного одноклассника. Да, пока на «десятках» нет ABS и подушек безопасности, но на российский рынок и далеко не все «иностранцы» попадают с таким оснащением. Будем реалистами.

Пожалуй, один из главных козырей этих машин — низкий расход топлива. Шесть литров на сотню за городом — отнюдь не рекорд. Другой не менее важный плюс — ремонтопригодность (в первую очередь это относится к восьмиклапанным двигателям 1,5 л) и сравнительно невысокая требовательность к качеству топлива.

Заметим, что и каталитический нейтрализатор, и лямбда-зонд здесь работают даже дольше, чем на иных иномарках.

Но далеко не все покупают эти машины ради экономии. Совсем наоборот: устанавливают «спортивную прошивку», «нулевой» фильтр, выкидывают нейтрализатор и «зажигают» по полной программе. Что ж, «десятка» действительно неплохой объект для тюнинга. Здесь есть что улучшать, особенно в плане управляемости, а опыт доводки, в том числе и до полноценного спортивного автомобиля, накоплен немалый. Запчасти же куда дешевле, чем на иномарку, поэтому и цена ошибки намного ниже.

Наконец, третья группа — «дачники». Конкурентов у VAZ 2111 в его ценовой нише нет. За «кузовок» сзади можно простить и плохой обзор через стекло пятой двери, и шумные обивки, и бензиновый запашок в салоне. К счастью, от него не так сложно избавиться — достаточно удалить двухходовой клапан в пробке бензобака (рано или поздно он выходит из строя на многих машинах).

ВОСЕМЬ ИЛИ ШЕСТНАДЦАТЬ?

Карбюраторные машины с восьмиклапанным 1,5 л нынче на рынке редкость. Однако для глухой провинции, где на тысячу верст в округе нет хорошего диагноста со сканером, это, пожалуй, единственно приемлемый вариант. Мотор почти повторяет ВАЗ 2108, многие их детали взаимозаменяемы.

Вариант для более цивилизованной провинции — «десятка» с впрысковым двигателем без нейтрализатора и лямбда-зонда. Однако для регулировки СО потребуется газоанализатор, да и остальные элементы системы управления на глазок не проверишь. Впрочем, большинство датчиков можно прозвонить обычным автотестером, только без специальных знаний и прибор не поможет.

Самый массовый двигатель — восьмиклапанный 1,5 л с нейтрализатором. Для «неспортивной» езды его вполне хватает, и перед шестнадцатиклапанным мотором того же объема у него много преимуществ. Главное, пожалуй, в том, что при обрыве ремня не страдают клапаны. Наверное, поэтому и менять его предписано в полтора раза реже. Другая головная боль владельцев шестнадцатиклапанных «десяток» — гидрокомпенсаторы зазоров клапанов. Они нередко выходят из строя еще в гарантийный период (100 тыс. км). Порой дефект в самой детали, порой виновато низкокачественное масло. В любом случае, этот двигатель требует хорошего сервиса.

«Десятки» с новыми двигателями 1,6 л выпускаются всего год, поэтому и на вторичном рынке их почти нет, и опыта эксплуатации немного. Отметим лишь, что за ремни ГРМ здесь можно не волноваться. В случае досрочного обрыва придется потратиться лишь на новый ремень и эвакуатор — мотор останется цел.

КАЧЕСТВО ВОЗВРАЩАЕТСЯ

Ресурс полуторалитровых двигателей до замены колец — в среднем около 120 тыс. км (причем изнашиваются в основном лишь маслосъемные). Следы хона в верхней части зеркала цилиндров к этому пробегу, как правило, тоже исчезают, но износ невелик, менее 0,05 мм на диаметр. Растачивать блок стоит, когда износится второй комплект колец, тысячам к 200, или даже после износа третьего — бывают счастливые исключения. На хорошем масле коленчатый вал и вкладыши служат не менее 300 тыс. км.

На практике зазоры в клапанах нуждаются в регулировке примерно каждые 100 тыс. км, но при условии, что исходные детали не забивали молотком. Времена «тихих», шелестящих моторов начала 90-х прошли, но и пик брака, кажется, тоже остался позади. Самые проблемные двигатели те, что выпущены в 2002–2003 гг. Оси втулок клапанов, отверстий под стаканчики в головке цилиндров и седел у них частенько не совпадали, детали перекашивались, стучали, изнашивались.

Отгорали тарелки клапанов, а порой поршень догонял перекошенный, зависший во втулке клапан и ломал тарелку пополам.

Были и проблемы с поршневой: случалось, в одинаковых по классу цилиндрах оказывались поршни, клейменные четырьмя разными буквами. Вот уж действительно, впору отправлять рабочих с конвейера учить алфавит!

Сегодня самая распространенная болезнь — перекос ремня ГРМ (об этом журнал неоднократно писал). К прошлым советам добавим лишь один: проверьте состояние приводной шестерни на коленчатом валу. Нередко после ее замены перекос исчезает. Датчики и исполнительные механизмы управления двигателем в целом надежны. Больше всего отказов приходится на датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) и регулятор холостого хода (РХХ). Причина проста — загрязнение узлов. Основной признак: обороты холостого хода поднимаются до 1200–2000 об/мин, становясь нестабильными. Неисправный ДМРВ, как правило, увеличивает и расход топлива. Чтобы продлить ему жизнь, стоит перенести поближе к дроссельной заслонке шланг большой ветви вентиляции картера, а работоспособность РХХ нередко удается восстановить, промыв его «Очистителем карбюратора». Только не забудьте смазать механизм регулятора — «всухомятку» узел долго не прослужит.

Провал по качеству в 2002–2003 гг. отразился и на других узлах. Так, на машинах этих лет нередко трескались кронштейны механизма выбора передач. До этого, как многие помнят, были проблемы с прочностью вторичного вала (главным образом, у машин с 16-клапанными моторами) — при его поломке коробка заклинивала на ходу, превращая автомобиль в неуправляемый снаряд. Сейчас серьезных отказов нет, не считая досрочного износа сцепления на отдельных авто. Это конструктивно слабый узел: конец первичного вала КП висит в воздухе, поэтому, прежде чем заменять вышедшие из строя детали, проверьте соосность валов и люфты в подшипниках. Впрочем, на многих автомобилях этот узел служит более 100 тыс. км, как и трос сцепления.

Привод коробки передач на VAZ 2110 — не самый удачный: большие ходы, ломающиеся пластмассовые втулки. К счастью, расходники стоят копейки, а вот периодическая смазка и тщательная регулировка необходимы. Легкость переключения во многом зависит и от того, какое масло работает в коробке. Оптимум — трансмиссионное (отечественное или импортное) класса GL-4 или GL-4/5 и вязкостью 75W90 или 80W90.

Коробление тормозных дисков характерно для многих современных автомобилей. Если тормозите часто и интенсивно, на замену родным дискам стоит поискать более стойкие к перепадам температур (например, ATE, «Лукас»).

Другая болезнь тормозов — закисание и течь задних механизмов. Первый признак заклинившего поршенька — сильная вибрация при торможении, словно автомобиль попал на стиральную доску. Замена цилиндров и барабанов импортными позволяет надолго забыть о дефекте. Но помните, что чугунные барабаны боятся перегрева — следите за регулировкой ручника. Щелчков до упора должно быть не меньше пяти! Кстати, заклинивший ручник, как правило, и служит причиной закисания поршней.

Подвеска в целом держится неплохо. К «лотерее» отнесем лишь амортизаторы. Одни отказывают, не проехав и 20 тыс. км, другие способны прожить и 150 тысяч. Менять их лучше парами, но разоряться на дорогой «газ» необязательно: штатные гидравлические справляются с повседневными задачами на отлично.

Среди плановых расходов — стойки стабилизатора (износ) и верхние опоры телескопических стоек (отслоение резины). Очень хорошо зарекомендовали себя на этих машинах запчасти марки SS-20 оригинальной конструкции.

Отказы электрики многочисленны и разнообразны. На этом фронте борьба предстоит упорная. Самый опасный дефект — негорящие задние фонари и стоп-сигналы из-за слабого прижима лампы в патроне (похоже, патроны у них «не той системы»). Не ленитесь периодически зачищать и поджимать контакты.

Дополнительное электрооборудование (приводы замков дверей, стеклоподъемников) и система отопления и вентиляции (приводы заслонок) тоже не избежали проблем. Самый неприятный отказ — поломка стеклоподъемника при опущенном стекле: чтобы закрыть машину, придется разбирать дверь. Неисправности, по сути, запланированы, поэтому при покупке машины обязательно сделайте ревизию этих узлов, смажьте направляющие стекол силиконом и отрегулируйте привод замков.

«Десятке» с самого начала не везло. Ее проектирование пришлось на смутные годы перестройки, освоение серийного выпуска — на время развеет Союза, начало продаж совпало с периодом экономических кризисов и открытием границ для иномарок. И тем не менее, модель стала очень популярной…

Наиболее распространены практичные 4-дверные седаны – «десятки». Реже встречаются универсалы ВАЗ-2111 и 5-двернью хэтчбеки ВАЗ-2112. В целом кузов неплохо противостоит коррозии, поскольку многие его детали оцинкованы. Однако в условиях «соленых» зим ржавчина все же развивается. проникая в малейшие трещины краски или антикоррозионного покрытия. «Железо» для кузовов ВАЗ-2110 и ее семейства дороже, чем для других моделей, освоенных еще в советские времена. Щели между кузовными деталями могут быть увеличенными – обычно это не свидетельство прошлой аварии, а просто специфика данной модели.

Салон «Лады» удобен и вполне комфортабелен. Качество исполнения выше, чем у семейства ВАЗ-2109. «Пластмассовые призвуки» возникают только на самых старых машинах. Посадка удачна как на передних, так и на задних сиденьях, водителю хорошо видна дорога и происходящее в боковых секторах. На «галерке» смогут нормально разместиться трое пасса¬жиров среднего телосложения. Багажник отличается завидным объемом (седан – 415 л. универсал – 450 л, хэтчбек – 400 л) и легко доступен: особенно удобно грузить вещи в универсал. Поскольку в большинстве седанов заднее сиденье не складывается, в его спинке есть люк для длинномерных грузов.

Многие автомобили оборудованы центральным замком и электростеклоподъемниками. однако эти механизмы могут периодически отказывать. В зависимости от комплектации полуторалитровых «Лад» в них могут быть: маршрутный компьютер, спидометр с электронным одометром, ремни безопасности и рулевая колонка с механизмами регулировки высоты, электроприводы стекол и зеркал, центральный замок, подогрев сидений. 14-дюймовые колесные диски, иммобилаизер, «вежливая» подсветка салона, кондиционер, гидрокорректор и очиститель фар. Все машины оснащались элеткронным блоком управления отопителя, поддерживающим заданный температурный режим и бортовой системой контроля основных систем.

Все 1.5-литровые моторы «десятого» семейства построены на основе двигателя ВАЗ-21083, созданного для «восьмерки» еще в начале 1980-х. Самые простые, 8-клапанные карбюраторные агрегаты с индексом 2110, выпускавшиеся в первые годы. Широко распространены построенные на их базе впрысковые моторы 2111. Немало на наших дорогах и их 16-клапанных версий. Проще в обслуживании 8-клапанные двигатели, они не боятся обрыва ремня ГРМ, но требуют регулировки зазоров клапанов. Зато «16-кла- панники» заметно «живее» на ходу, а их гидрокомпенсаторы при условии своевременной замены масла не создают дополнительных проблем. Специфические особенности карбюраторных моторов связаны именно с этим сложным прибором питания. Карбюратор Solex как известно, нередко – засоряется, а кроме того, бывает что из-за температурной деформации его крышки в смесительную камеру подсасывается воздух. До за мены колец мотор любого типа может прослужить 150-200 тыс. км а ресурс «движка» до полного капремонта достигает 300 тыс. Выхлопная система большинства инжекторных машин снабжена каталитическим нейтрализатором, который при использовании бензина с железосодержащими присадками со временем забивается и препятствует нормальной работе двигателя, не давая ему развивать полную мощность. Из-за некачественного бензина выходит из строя дорогостоящий лямбда-зонд.

31705f98c9fd43ab79fc76454ddd948a

Вопреки расхожему мнению, электроника впрысковых моторов причиняет владельцам не больше хлопот, чем прочие, механические системы. Чаще всего встречаются блоки управления (ЭБУ) двигателя двух типов: Bosch и «Январь». Последний многие специалисты считают более удачным, так как он позволяет корректировать программу работы мотора; часто это было необходимо, поскольку из-за несовершенства “софта” многие агрегаты первых лет выпуска сбоили на холостом ходу и на переменных режимах. Кроме того, в память «Января» можно зависать дополнительную программу, чтобы задавать двигателю второй режим работы – например, для скоростной или экономичной езды или для работы на газе. Случающиеся порой отказы ЭБУ обычно спровоцированы свечами, загрязненными нагаром от некачественного бензина; по этой же причине перегорают катушки зажигания.

Датчики системы питания функционируют надежно, за исключением расходомера воздуха – на ранних модификациях из-за его нечеткой работы возникали рывки и провалы оборотов. Большинство владельцев уже заменили этот «сырой» прибор более качественным. Обороты холостого хода могут «плавать» из-за загрязнения регулятора, установленного на корпусе дроссельной заслонки. Обычно помогает его очистка или промывка «Очистителем карбюратора» (при работающем на высоких оборотах моторе). «Бошевский» электробензонасос не любит, чтобы в баке оставалось менее 5 литров бензина: «наглотавшись» воздуха, он вскоре выходит из строя.

Автомобили комплектовались только механической 5-ступенчатой коробкой передач. Для нее не редкость следы потения в местах выхода валов через сальники. На машинах 2000-2002 годов выпуска часто ломались детали кулисы КП, причем регулировка и смазка помогали не всегда. Сцепление беспроблемно служит до 100 тыс. км. однако стабильным этот результат назвать нельзя: иногда бывает, что из-за некачественных деталей узел изнашивается значительно раньше.

Подвеска длинноходная и энергоемкая, но многие водители «подгоняют» ее настройки под свой стиль езды, заменяя амортизаторы импортными – более мягкими или жесткими. Стойки «передка» машин последних лет выпуска неразборные, и заменить в них амортизационные вкладыши нельзя. Впрочем, требуется это нечасто: в среднем каждые 100 тыс. км. До 50 тыс. км служат шаровые опоры и сайлент- блоки рычагов, немного меньше – стойки стабилизаторов. Слабое место передней подвески – опорные подшипники стоек.

17f4092e6dcb482bd206e013cb3f3ce4

На ВАЗ-2110 и ее семейство устанавливались рулевые рейки двух типов – изначально с прямозубыми шестернями, позднее – с косозубыми шестернями с переменным шагом. снижающим усилие на руле при приближении к крайним положениям. По надежности они не отличаются, а их общая возрастная проблема – стук при проезде неровностей – обычно устраняется заменой пластиковых втулок.

Тормоза этой модели, как правило не доставляют неприятностей. Кроме замены колодок, приходится разве что следить за герметичностью задних рабочих цилиндров, которые к 80-100 тыс. км могут еще и подклинивать. Вопрос решается их заменой в сборе.

Трудно очертить временные и географические рамки ВАЗ-2110/ 2111/2112. С одной стороны, они все еще вполне современны, с другой – пригодны для эксплуатации в условиях глубинки (особенно более простые карбюраторные версии). Эти модели уместны и на скоростных трассах, и на разбитых проселках. Огрехи сборки – всего лишь плата за доступную стоимость автомобиля и возможность решить большинство проблем в гараже. Эти машины отлично подойдут тем, кто подыскивает универсальное транспортное средство на каждый день.

Заголовок
Семейство ВАЗ-2110, 2111, 2112
Название статьи
Семейство ВАЗ-2110, 2111, 2112
Описание
Автомобили «десятого» семейства ВАЗа — в лидерах продаж, хороший спрос на них и на вторичном рынке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here