Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» — автомобильная дорога федерального значения Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск.

Трасса М4 Дон

Автодорога М-4 «Дон» — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Москве, проходит через крупные города: Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и заканчивается в Новороссийске. Участок Москва — Краснодар является составной частью европейского маршрута E115, отрезок Краснодар — Джубга входит в состав E 592, Джубга — Новороссийск относится к E97.

Протяженность трассы — 1543,7 км.

Стационарные посты ГАИ находятся в Каширском районе Московской области на 111 км/ч, в городе Узловая Тульской области на 211 км, в городе Павловск на 673 км и в городе Аксай на 1061 км трассы.

Популярность трассы резко возросла в 2014 году, в связи с тем, что большинство туристов предпочитает добираться в Крым через керченскую переправу. На майские праздники, в летний период, а также в начале осени собираются очень большие очереди, время ожидания достигает 36 часов. На трассе хорошо развита инфраструктура.

В летний период на дороге очень высокий трафик. В районе села Лосево и Краснодара часто образуются пробки. На трассе присутствуют участки с разрешенной скоростью передвижения 130 км/ч: 51–71-й км, 76–103-й км и 113–120-й км. Правило распространяется на автомобили массой не более 3,5 тонн. Также на трассе много большегрузного транспорта.

КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС

г. Москва — с. Видное предусмотрено 10 полос для движения, затем до с. Смородинка 6 полос. Далее до с. Лосево — 4 полосы для движения. На отрезке Лосево — Верхний Мамон 2 полосы, далее 4 полосы, присутствуют непродолжительные участки с 2 полосами.

СОСТОЯНИЕ

Хорошее, ровное дорожное покрытие.

ЗАПРАВКИ

85 км — Газпром (из Москвы)

117 км — Лукойл (в Москву)

129 км — Лукойл (из Москвы, кафе)

213 км — Лукойл (из Москвы)

329 км — Лукойл (в/из Москвы)

377 км — Лукойл (из Москвы)

417 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе(правая и левая стороны))

448 км — Лукойл (в/из Москвы, кафе (правая и левая стороны))

522 км — Лукойл (из Москвы)

531 км — Лукойл (в Москву)

540 км — Лукойл (из Москвы)

588 км — Лукойл (в Москву)

633 км — Лукойл (в/из Москвы)

777 км — Лукойл (в/из Москвы)

825 км — Лукойл (из Москвы)

827 км — Лукойл (в Москву)

893 км — Лукойл (из Москвы)

914 км — Лукойл (в/из Москвы)

929 км — Лукойл (в/из Москвы)

933 км — Лукойл (из Москвы)

936 км — Лукойл (в/из Москвы)

947 км — Лукойл (в/из Москвы)

954 км — Лукойл (в/из Москвы)

981 км — Лукойл (в/из Москвы)

1015 км — Лукойл (в/из Москвы)

1024 км — Лукойл (из Москвы)

1040 км — Лукойл (из Москвы)

1109 км — Лукойл (из Москвы)

1179 км — Лукойл (в Москву)

1231 км — Лукойл (из Москвы)

1302 км — Татнефть (из Москвы, кафе)

1396 км — Лукойл (в Москву)

1398 км — Газпром (в Москву)

1406 км — Татнефть (в Москву)

1441 км — Лукойл (в Москву)

1507 км — Лукойл (в Москву)

1511 км — Газпром (в Москву)

1513 км — Лукойл (из Москвы)

1517 км — Лукойл (из Москвы)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

с. Рамонь — дворец Ольденбургских (1887 г.);

г. Старочеркасск — Воскресенский Войсковый собор (1706–1719 гг.), Атаманский дворец (XVIII–XIX вв.), Преображенская церковь (1740 г.);

с. Дивногорье — Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь (1653 г.), пещерная церковь Иоанна Предтечи и Костомаровский Спасский монастырь (предположительно XVII в.).

Протяжённость автодороги составляет около 1540 км.

Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E115.

Участок от Краснодара до Джубги образует маршрут E592, от Джубги до Новороссийска входит в состав E97.

Кроме этого, по дороге М-4 проходит участок европейского маршрута E50 от пересечения с М-19 у Новошахтинска до развязки с Р-217 у станицы Павловской, а также участок дороги А-144 (часть европейского маршрута E38) от восточной окраины Воронежа до развязки в селе Рогачёвка. В Московской области, на участке обхода Новой Усмани и Рогачевки, а также от границы с Республикой Адыгея до съезда к станице Саратовской дорога имеет режим автомагистрали, на других участках — режим обычной дороги (от 1Б до 2-й категорий).

Количество полос движения:2.

16 октября 2013 года на трёх участках трассы М-4 «Дон» (51—71-й км, 76—103-й км и 113—120-й км) в Московской области разрешённая скорость для легковых и грузовых автомобилей с максимальной массой не более 3,5 тонн повышена до 130 км/ч.

Маршрут

  • Дорога М-4 начинается на пересечении МКАД и Липецкой улицы, далее проходит по территории Московской области в южном направлении в виде современной автомагистрали с развязками и разделительными полосами, идёт западнее Видного, восточнее города Домодедово (между городом и аэропортом), проходит западнее Каширы и Ступина, примерно там же от неё ответвляется трасса Р22.
  • Далее автодорога идёт по территории Тульской области, проходит западнее Новомосковска, далее — между городами Киреевском и Узловой, обходит с запада Богородицк и с востока Ефремов (старый или альтернативный участок проходит по западной окраине Богородицка и по восточной окраине Ефремова).
  • Далее автомагистраль идёт по территории Липецкой области, обходит с востока село Становое и город Елец, с запада — Задонск (старый или альтернативный участок проходит через село Становое, через Елец и по черте Задонска) и с востока село Хлевное.
  • Затем дорога следует по территории Воронежской области, до Воронежа, частично обходит по платной объездной дороге в городской черте (бесплатно через город), проходящей по северо-восточной окраине, пересекая трассу E38, и Р-193, далее по платному объезду сёл Новая Усмань и Рогачёвка (бесплатно через сёла). Далее через сёла Каширское, Лосево, город Павловск, обходит Богучар и село Верхний Мамон.
  • Далее трасса идёт по территории Ростовской области, пересекая трассу E40 в Каменске-Шахтинском, оставляя Миллерово (к западу), Красный Сулин (к западу), Шахты (к востоку), подходит к Ростову-на-Дону. Далее, обойдя его по объездной дороге, миновав мост через реку Дон, следует на юг через Батайск и Самарское.
  • По территории Краснодарского края дорога проходит станицы Кущёвскую, Павловскую (начало автодороги Р-217 «Кавказ»), город Кореновск и доходит до Краснодара. Здесь начинается прямая дорога на Новороссийск А-146 E115, а М-4 продолжается на юг до куроротного посёлка Джубга. Отсюда на восток идёт дорога А-147, магистраль «Дон» следует вдоль берега Чёрного моря на запад, проходит Геленджик и заканчивается в Новороссийске. При этом для движения в его сторону, а также Анапы и Геленджика имеется более короткая и удобная дорога через Тимашёвск и Славянск-на-Кубани. Дополнительно, существует хорошая дорога через Крымск и Верхнебаканский.

Платные участки

На 1 мая 2019 года на трассе действует 11 платных участков. К 2020 году общая длина платных участков достигнет 892 км. С 18 января 2016 года М4 стала платной с 21 км по 93 км в Московской области. 1 августа 2016 года стал платным участок с 93 по 211 км в Московской и Тульской областях (с пунктом взимания платы на 133 км). С октября 2017 года стал платным участок с 1091 по 1119 км (от Батайска до границы Краснодарского края). С 29 апреля 2019 года стал платным участок начиная с 1195-го километра в районе станицы Павловской и заканчивая 1319-м километром под Краснодаром.

Участок,
км
Регион Длина, км Стоимость проезда, руб. Бесплатная альтернативная дорога
1 21—93 Московская область 72 50—140 Каширское шоссе (дублёр). В связи с тем, что пункт взимания платы расположены на 62-м и 71-м километрах, фактически проезд от пересечения со МКАД (21-й километр) до пересечения с Малым Московским Кольцом А-107 (51-й километр), включая съезды на город Видное (22-й и 24-й км), Домодедово (31-й, 34-й, 46-й километры), и на дорогу А-107 (51-й илометр) не оплачивается, хотя этот участок носит статус “платного”
2 93—211 Московская область — Тульская область 118 80—450 Участки дорог регионального значения (через Кимовск, Донской, Узловую)
3 225—260 Тульская область 35 35—240 Старый обход г. Богородицка
4 287—321 Тульская область 34 35—240 Старый обход г. Ефремова
5 330—414 Липецкая область 84 100—480 Старый обход с. Яркина и дорога через г. Елец
6 417—464 Липецкая область 47 60—320 Дорога через Задонск и Хлевное
7 492—517 Воронежская область 25 20—120 Дорога через Воронеж
8 517—544 Воронежская область 27 30—150 Дорога через Новую Усмань и Рогачёвку
9 544—633 Воронежская область 89 100—520 Участок из нескольких дорог различного значения, проходящий через Нововоронеж и Острогожск
10 1091,6–1119,5 Ростовская область 27,9 50—200 Участок из нескольких дорог различного значения, проходящий через Азов и Староминскую
11 1195–1319 Краснодарский край 124 120—700 Участок из нескольких дорог различного значения, проходящий через Тихорецк, Выселки, Кирпильскую, Усть-Лабинск. Трасса Азов-Староминская-Каневская-Тимашевск-Краснодар

 

Платные участки в Московской области обслуживаются дочерним обществом ГК «Автодор» (ООО «Автодор-ПД»). Оператором участков на территории Тульской и Липецкой областей в соответствии с концессионными соглашениями является ООО «Объединенные системы сбора платы». На платных участках трассы для проезда без остановок применяются транспондеры T-pass аналог итальянской системы Telepass, оплату которых можно производить, как за наличные, так и с помощью устройства Транспондер Автодор (устройство, с помощью которого можно бесконтактно оплачивать проезд по платным участкам автомагистралей М-4, М-11, М-3). Впервые они применялись на объезде Хлевного.

Состояние покрытия

  • В летнее время автодорога часто бывает перегружена из-за большого количества отдыхающих, выезжающих на автомашинах с семьями из Москвы и других крупных городов на Черноморское побережье Кавказа, в другие благоприятные для отдыха районы Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв, Крыма, а также из-за фур, вывозящих сельскохозяйственную продукцию из южных регионов России в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы для реализации. Значительные пробки возникают в ходе проведения ремонтных работ в Воронежской и Ростовской областях, а также на двухполосном участке дороги на юге Воронежской области.
  • Пробки также периодически возникают перед пунктами оплаты проезда на платных участках, особенно в Московской области.
  • В зимнее время во время непогоды возможны проблемы с проездом по горному участку дороги в Краснодарском крае. Но иногда из-за снегопадов, гололёда возникают проблемы и на равнинных участках: так, в конце 2009 года на нереконструированном участке дороги в Ростовской области из-за сильных снегопадов было парализовано движение в течение нескольких суток.
  • Крупные населённые пункты непосредственно на дороге без обхода (дата окончания строительства объездной): Лосево (2020), Павловск (2020), Аксай (не ранее 2021). Развит придорожный сервис.
  • Основными пробкообразующими местами являются сужения с 2+2 до 1+1, например, в начале узкого участка Лосево — Павловск. Также пробка возникает вокруг села Лосева, где дорогу 1+1 тормозит «зебра» в центре села. Похожие места есть в районе г. Ростова-на-Дону (узкие мосты и съезды возле ТЦ Мега и г. Батайска) и в районе г. Краснодар (узкая развязка на Кропоткин).

Оператор

В 2010 году дорога передана в доверительное управление государственной компании «Автодор». В том же году госкомпания совместно с ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России», СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50 % существующих объектов некомфортными для использования, ещё 30 % — не соответствующим требованиям законодательства.

Отдельные участки автодороги (в частности, платные участки в Тульской и Липецкой областях, обход Воронежа) переданы ГК «Автодор» в концессию (концессионные соглашения заключены в 2011—2013 гг. с ООО «Объединенные системы сбора платы», в настоящее время входит в группу «Мостотрест»). По условиям соглашений текущее содержание и ремонт (а также взимание платы — для платных участков) на таких участках осуществляет концессионер.

Перспективы

  • По завершении реконструкции дорога на всем протяжении будет иметь минимум четыре полосы. ГК «Автодор» будет открывать на дороге новые платные участки, по мере её реконструкции. ГК «Автодор» также планирует открыть вдоль дороги до 22 многофункциональных зон дорожного сервиса, включающих площадки отдыха, специально отведенные места для курения, туалетные комнаты, заправочные станции, автомойки, ремонтные мастерские, объекты общественного питания и торговли, мотели, пункты медицинской помощи. В 2011—2012 гг. были проведены конкурсы на проектирование и разработку генеральных схем размещения многофункциональных зон дорожного сервиса, конкурсы на привлечение инвесторов к строительству и эксплуатации зон дорожного сервиса.
  • В 2020 году планируется построить дальний западный обход Краснодара,и участок Краснодар-Кабардинка который станет дублером M-4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь