Федеральная автомобильная дорога Р-254 «Иртыш» — автомобильная дорога федерального значения Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск. Является частью европейского маршрута E30.
А также формальным продолжением на восток трассы М-5 «Урал», вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6.
Автодорога «Иртыш» отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России, что обозначается префиксом Р в её названии.
Протяженность трассы — 1528 км.
Для проезда по этой дороге необходимо пройти 4 границы на въезде и на выезде из Казахстана. Чтобы избежать проезда по чужому государству можно воспользоваться дорогой через Ишим P402, но необходимо учитывать ее плохое состояние. Время прохождения границы с Казахстаном оценивается приблизительно в 1 час.
КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС
Дорога имеет 2 и 3 полосы для движения.
СОСТОЯНИЕ
Челябинск — Курган дорогу залатали, далее до границы попадаются неровности, ямки. До Петропавловска трасса отремонтированная (на отдельных участках могут продолжаться ремонты, однако препятствий для движения не создают). От Петропавловска до Омска — хорошее ровное полотно. На отрезке трассы Омск — Калачинск состояние дорожного покрытия оценивается в 3 балла, далее идет очень хорошая дорога, которая незначительно портится за 100 км до Новосибирска.
ЗАПРАВКИ
38 км — Газпромнефть (в/из Челябинска, кафе (правая и левая стороны))
258 км — Лукойл (в Челябинск)
259 км — Газпромнефть (в Челябинск)
675 км — Газпромнефть (из Челябинска)
763 км — Газпромнефть (из Челябинска)
791 км — Газпромнефть (в Челябинск)
868 км — Газпромнефть (из Челябинска)
942 км — Газпромнефть (из Челябинска)
1008 км — Газпромнефть (в Челябинск)
1142 км — Газпромнефть (из Челябинска)
1232 км — Газпромнефть (из Челябинска)
1237 км — Газпромнефть (из Челябинска)
1434 км — Газпромнефть (в Челябинск)
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
г. Челябинск — ледовая арена «Трактор», ледовый дворец «Уральская молния».
г. Омск — Омская крепость (1716 г.), Омский кадетский корпус (1813 г.), Никольский Казачий Собор (1833–1840 гг.), Успенский Собор (1891–1898 гг.), Дворец генерал-губернатора Степного края (1862 г.), Омский академический театр драмы (1904 г.).
г. Новосибирск — Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1945 г.), Собор Александра Невского (1899 г.), Новосибирский зоопарк, музей солнца.
Маршрут
Р-254 «Иртыш» Челябинск — Курган — Петропавловск — Омск — Новосибирск
Протяженность: 1528 км
Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное (имеются участки бетонного полотна, Омск — Новосибирск) покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.
Средняя температура января изменяется по трассе от −14°С до −20°С.
Опасными для движения являются участки:
- с крутым спуском (234 км)
- с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км)
- с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км)
- Дорога пересекает значительные реки: Тобол, Иртыш, Ишим, Обь. Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.
- Данные сервисного обслуживания:
Пункты мед помощи: 859, 904, 942 (1), 1316 (3), 1399 (3), 1415 (6). - Посты ГАИ: 27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763 (законсервирован), 812, 838 (законсервирован), 997.
Расстояния до объектов даны в км от начала дороги.
Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100—125 км.
Через Северный обход г. Новосибирска автодорога переходит в Р-255, на протяжении 27 км от поста ДПС на Северном обходе г. Новосибирска до п. Сокур — четыре полосы (по две полосы в каждую сторону с разделением потоков, действует с 10 ноября 2011г).
Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги на протяжении 190 км по территории Казахстана).
Участок через Ишим
Для тех, кто не желает (не имеет возможности) проходить 4 пункта пограничного контроля (2 российских и 2 казахстанских) участок по территории Казахстана можно объехать, свернув в направлении на Ишим. Это можно сделать у Макушино в направлении Обутковское — Казаркино — Долгие — Частоозерье или у Петухово в направлении Утчанское — Волчье — Окунёвка — Частоозерье. Далее нужно ехать через Бердюжье (Тюменская область).
До реконструкции данный участок автодороги имел у водителей дурную репутацию в связи с заторами, хронически плохим состоянием дорожного полотна и ежегодными ремонтами.