Шумная, ломающаяся, прожорливая, всего три двери. Но на вторичке не залеживается, и тому есть причины.
Шедевр советского автомобилестроения с 1977 года назывался ВАЗ-2121 Нива, в 2006-м получил безликое имя 4×4, в 2021 Niva Legend. Пережил множество модернизаций (обычно пакетами каждые два-три года) и обновлений. Из дюжины модификаций самая востребованная — ВАЗ-2131 с пяти дверным кузовом. Он длиннее на 500 мм: намного больше полезного объема (багажник 420 л против 265 л у трехдверки), но у длинной машины хуже проходимость.
Двигатель
Восьми клапанный двигатель ВАЗ-2121 (79-83 л.с.) в 1994-м получил увеличенный объем 1,69 л и систему впрыска. Позже его многократно дорабатывали, в том числе под экологические нормы. Его же применяли на пятидверке Chevrolet Niva.
Ресурс цепи привода ГРМ около 100000 км, но при везении она может пережить мотор — предел оценивают в 150000 км. Сам двигатель прост и ремонтопригоден. Основные недостатки: шумный, прожорливый, склонен к масложору и перегреву (из-за капризов термостата), часты производственные дефекты у различных элементов. Распространенные источники посторонних шумов: водяной насос, гидрокомпенсаторы, коренные и шатунные подшипники.
Трансмиссия
Единственная механическая коробка тоже постоянно дорабатывалась, а пятую ступень обрела в 1995 году. Глубокую модернизацию прошла в 2013-м (индекс 21214М), но сохранила многие врожденные недостатки: шумность, вибрации, течи сальников. Требует постоянного контроля уровня масла. При жестких режимах эксплуатации готовьтесь чинить коробку каждые 25-30 тысяч км.
В 2009 году завод повысил качество и ресурс многих компонентов полноприводной трансмиссии: внедрено новоесцепление Valeo, усилена демпферная пружина, раздаточную коробку снабдили улучшенной вентиляцией картера, заменили материалы различных уплотнителей, ввели более строгие требования к производству карданных валов и т.д. К сожалению, доработки не коснулись механической части древней раздатки — к её гулу, вибрациям и непредсказуемому ресурсу всегда было много нареканий.
Раздатка позволяет включать пониженную передачу и блокировать межосевой дифференциал.
Разное
В 2016 году завод модернизировал подвеску по двенадцати позициям, заменив, в частности, требовавшие регулировки ступичные подшипники необслуживаемыми. Стало лучше, но в целом подвеске по-прежнему нужна переборка каждые 40-50 тысяч км. В числе слабых мест — пружины и амортизаторы, сайлентблоки, шаровые опоры. Невелик ресурс расходников тормозной системы.
Одной из вечных болячек остаются течи антифриза через различные соединения, краник печки или из помпы.
Расширительный бачок недостаточно прочный. То же и с течами масла — текут двигатель и все узлы трансмиссии, а замена сальников помогает лишь на некоторое время.
Ещё один неизлеченный недуг — слабые уплотнители проемов салона пропускают влагу. Лечится установкой на герметик. Внезапные отказы важных агрегатов при небольших пробегах редки.
Зато в любой момент может «накрыться» что-нибудь по мелочи: например, моторчики стеклоочистителей или вентиляции салона.
Плюсы
- Самый дешевый автомобиль с постоянным полным приводом.
- Выдающаяся энергоемкость подвески, высокие способности на бездорожье.
- Прост в ремонте, запчасти есть везде.
Минусы
- Нестабильное качество сборки, многих комплектующих и запчастей.
- Недостаток мощности и динамики, управляемость прошлого века.
- Спартанское оснащение, устаревшая эргономика.