Lada Niva Legend слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Опубликовано Administrator в

За всё время производства ВАЗ-2121 претерпел несколько модернизаций. Самые крупные и интересные произошли в 1993 и 2009 годах. Тогда индекс автомобиля изменился – сперва на ВАЗ-21213, а после на ВАЗ-21214М. Мы расскажем, с какими неисправностями сталкивались владельцы последней генерации внедорожника, который сейчас называется Lada 4×4.

Ваз 2121 Нива / Ваз 21213 Тайга

Обновление 2009 года было чисто техническим и касалось в первую очередь ходовой внедорожника. Как вы, вероятно, помните, тогда поменяли геометрию передней и задней подвески, окончательно перевели мотор на экологический стандарт «Евро-3», а вскоре и на «Евро-4», поставили новые зеркала, большие «надфарники» и добавили некоторые косметические детали в салоне. Модернизация, впрочем, продолжается до сих пор. Например, система грунтования кузова стала более прогрессивной катафорезной, пластик салона стал качественнее, появились крепления Isofix, новые детали обвеса.

Наконец, добавили АБС и даже кондиционер. Причём распространились нововведения и на пятидверную модель, которая выпускалась на мощностях опытного производства. Интересно, что популярность «Нивы», которую хочется называть именно так, не снижается, а, напротив, устойчиво растет. Обещания снять её с производства, таким образом, не реализуются, что нельзя не приветствовать, поскольку этот российский внедорожник до сих пор является одним из самых доступных на рынке и обладает целым рядом уникальных качеств.

Основная проблема, с которой сталкивается любой нивовод – коррозия. Беспощадная и неумолимая, она настигнет каждого, кто эксплуатирует тольяттинский внедорожник более двух лет. Иногда достаточно даже одного пропитанного солью зимнего сезона, чтобы обнаружить рыжие потёки и вездесущие «жучки». И если днище и скрытые полости можно обрабатывать антикоррозионными составами, то стыки крыши со стойками на ВАЗ-2131, кромки дверей и заднюю дверь от ремонта не спасти. Но следить за дренажными отверстиями нужно постоянно!

А вообще, ржавеет всё. Ободки фар, крепёж, выхлопная система, кромки кузовных панелей снизу, колёсные арки, если не установлены подкрылки. А если они установлены неаккуратно, то ржавеют места их крепления к кузову. Кроме того, очень сильно плавает качество окраски. Причём не только от года к году, но и в зависимости от цвета. У пяти-шестилетних машин следует обратить внимание на состояние порогов и лонжеронов. Дыр там, скорее всего, не будет, но если обнаружатся трещины от нещадной эксплуатации, то скоро появятся и дыры. Ещё требует внимания участок кузова в месте крепления раздаточной коробки.

В последнее время ситуация существенно улучшилась, но обещанной производителем шестилетней гарантии от сквозной коррозии можно добиться, лишь эксплуатируя внедорожник в сухом и тёплом климате. Жителям средней полосы и севера можно посоветовать не экономить на антикоррозионной обработке и защитных мастиках.

И всё равно это лишь полумера. Коррозия неизбежна. Осенью 2016 года кузов «в металле», то есть грунтованный и окрашенный, с антикоррозионной и битумно-мастичной обработкой на короткую машину стоил около 150 000 рублей, на длинную – от 200 000.

Шутка про отсутствие масляного пятна под машиной, сигнализирующее об отсутствии масла в самой машине, для модернизированной «Нивы» не столь актуальна, поскольку самые текущие сальники заменили на двойные. А чаще всего тёк задний сальник раздаточной коробки. Впрочем, опять-таки, масло может сочиться откуда угодно. Из картеров дифференциалов мостов, двигателя, коробки и раздатки… Практически нет на рынке подержанной «Нивы» с чистым днищем. С другой стороны, шутят нивоводы, дополнительная антикоррозийка!

Практика показывает, что совсем осушить агрегаты сложно, если только вовсе запустить автомобиль. Однако проверить уровни перед покупкой или сразу после неё необходимо. Кроме масла хронически подтекает охлаждающая жидкость. Виноваты хомуты, которые обычно меняют на винтовые. Были случаи, когда патрубки системы оказывались столь низкого качества, что начинали буквально растворяться изнутри. Взвесь забивала каналы радиатора и оседала тёмным налётом в бачке расширителя.

Промывка помогала только в начале бедствия, иначе – локальный перегрев головки блока, замена прокладки, иногда даже радиатора стоимостью 2000 рублей. Если же в расширительном появилась масляная суспензия и пузыри – пора готовиться к более дорогостоящему ремонту, вплоть до замены головки блока. Это может обойтись уже в двадцать пять тысяч. Тормоза текут значительно реже, а вот к сцеплению нужно присмотреться. После 50 000 км пробега может потребовать замены главный цилиндр.

В итальянском внедорожном журнале конца прошлого века была статья про «Ниву», где приводился список того, что нужно заменить сразу после покупки. В нём было около тридцати позиций. На первом месте стояли подшипники ступиц. Сейчас модно менять их в сборе со ступицей на двухрядные нерегулируемые, но на самом деле при умеренной внедорожной эксплуатации и спокойной езде по разбитым дорогам можно ограничиться регулировкой. Тысяч на тридцать хватает. Сразу заменить на импортные было рекомендовано и тормоза вместе со шлангами, дисками и колодками. Сейчас это тоже не так актуально. Гораздо больше внимания может потребовать регулятор тормозных усилий, который закисает намертво, и тормозные барабаны задних колёс, которые иногда приходится раскалывать, чтобы заменить колодки. Опытные владельцы ищут барабаны не из лёгкого сплава, а из ковкого чугуна – они всегда легко снимаются и стоят около трёх с половиной тысяч за комплект против двух тысяч за заводской вариант. Крестовины карданных валов стали менять на ШРУСы с начала двухтысячных годов.

Понемногу, в порядке эксперимента, а после 2010 года – уже массово. Кстати, теперь некоторые владельцы, наоборот, меняют «шрусовые» карданы на те, что с крестовинами, объясняя это их большей надёжностью на бездорожье. Карданных валов в «Ниве» три, а в длинной задний ещё и составной. Не самая долговечная деталь в машине… Новый стоит от десяти тысяч рублей для 2131 и от трёх с половиной – для короткой. Лично у меня недавно сломался промежуточный кардан – тот, что от раздаточной коробки до подвесного подшипника. Он стоит около трёх тысяч, но продаётся не везде. Вообще же, наличие запчастей едва ли не в каждой лавке – одна из самых привлекательных черт «Нивы» (чего не скажешь об УАЗе). Ещё итальянцы рекомендовали заменить шаровые. Теперь это совсем не актуально, заводские выхаживают довольно долго, и их ресурс зависит исключительно от манеры езды и размера колёс. Этим, впрочем, определяется большая часть ресурса почти всех узлов, деталей и агрегатов – от подшипников до лонжеронов.

Двигатель

Под капотом «Нивы» после 2009 года ничего радикально нового не появилось. Тот же 1.7-литровый 80-сильный двигатель с распределённым впрыском, ведущий родословную ещё от фиатовских моторов. В версии «Евро-3» он стоит примерно пятьдесят пять тысяч с навесным, в версии «Евро-4» – чуть больше шестидесяти. Это я к тому, что капиталить двигатель за сопоставимые деньги не всегда разумно, что, конечно, не отменяет необходимости за ним следить. Самые слабые места – это прокладка головки блока, да и сама головка с клапанным механизмом. Гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, натяжитель цепи, успокоитель и навесное оборудование могут не дотянуть и до 50 000 км. В целом же, если повезёт, то до первого серьёзного ремонта двигатель может спокойно пробежать и 150 000 км. Причём ключевое слово тут «спокойно»… Торопиться капиталить мотор не стоит ещё и потому, что у расточенного очень тонкой становится стенка четвёртого цилиндра, а это локальный перегрев, клин и «рука друга», что, по сути, новый капремонт. Про динамику и тяговые возможности как-то даже неловко писать. Не так давно немцы признали «Ниву» самым медленным новым серийным автомобилем. И это они ещё не меряли скорость «крокодила»… На самом деле, для городской езды и для вылазок за город, не считая скоростные шоссе, мотора вполне достаточно. Из-за того, что прямая передача в раздаточной коробке не совсем прямая, а 1.2:1 (что делает общее передаточное число короче, компенсируя больший вес), разгон до 70 км/ч происходит вполне бодро. Однако на затяжных обгонах это не слишком помогает, поскольку двигателю не хватает эластичности, из-за чего приходится переходить на третью и выкручивать его в «звон». Наиболее решительные ставят турбину на 0,5 атм. Стоит это с работой от пятидесяти до девяноста тысяч. «Наддутые» машины едут очень достойно, при этом ни ресурс, ни расход топлива особо не страдают.

Кто-нибудь может объяснить, почему в «Жигулях» и «Ниве» не способен разместиться человек ростом более 178 см с пропорциональной длиной рук и ног? Иногда кажется, что эти машины проектировали для орангутангов или инопланетян. Нет, конечно, кому-то удобно, но всё же, прежде чем отдавать деньги, в «Ниве» надо посидеть. Минут двадцать, переключая передачи. А лучше проехаться километров двести. Я смог отмахать на своей от Геленджика до Минска за двадцать восемь часов только потому, что поменял передние кресла на импортные. В 2009 году панель приборов заменили на вариант 2115 с цифровыми жидкокристаллическими индикаторами пробега, температуры, вольтметром и часами. Такая же стояла в Chevy Niva с начала производства. Панель вполне толковая, но лампочки подсветки могут перегорать раз в неделю. По одной, по две. Кроме того, она скрипит. Надо сразу сказать, что скрип, стук и скрежет будет в салоне подержанной «Нивы» всегда. Даже если его перешить в кожу или полностью заменить иномарочным. Только после 2012 года ситуация стала немного лучше. Кресла также ставили от ВАЗ-2115, они прочнее «восьмёрочных», но тоже не слишком удобны. Стоят низко, а рулевая колонка по-прежнему смещена вправо. Шумные замки дверей закисают, если поставить центральный замок и долго не пользоваться ключом. Частенько отказывает мотор-редуктор дворников, его замена обойдется примерно в тысячу рублей. При условии, что работы вы выполните сами и трапеция будет в порядке. Вообще, электрика досаждает нечасто, разве что задние фонари могут терять контакт, да и генератор слабоват. Поэтому, кстати, не стоит покупать для «Нивы» аккумуляторы больше указанной производителем ёмкости (55 А/ч) – вас ждёт постоянный недозаряд.

ИТОГ

Закончить рассказ о проблемах, с которыми может столкнуться новоиспеченный нивовод, можно словами из старого рекламного ролика: «При всём богатстве выбора другой альтернативы нет!» Найти недорогую, более или менее комфортную, проходимую и приемлемо управляемую машину тех же лет по цене «Нивы» просто невозможно. Даже УАЗ наверняка окажется старше. Кроме того, ВАЗ-21214 – это отличный вариант второго автомобиля, что называется, для удовольствия, пусть и своеобразного. И, конечно, неплохой выбор для начинающего водителя. А уж что касается машины для наших дорог и направлений, для ближнего туризма и дальних экспедиций, то тут «Нива» вообще едва ли не оптимальный вариант с точки зрения баланса характеристик и бюджета.

Рубрики: Lada

0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять