Lada Vesta CNG (2017-н.в.)

0
158
Lada Vesta CNG

Шильдик CNG на крышке багажника да кнопка переключения с бензина на газ на цен-тральной консоли – вот и все видимые глазу отличия газовой Весты.

Lada Vesta CNG

Кнопка имеет временное исполнение, степень наполненности баллона с газом определяется по количеству горящих светодиодов. В ближайшее время этой кнопке обещают выделить штатное место в ряду прямоугольных клавиш над климатическим блоком, а запас газа будет отражаться в окошке трип-компьютера на панели приборов.

Lada Vesta CNG

Тема автомобиля на сжатом природном газе живет на АВТОВАЗе больше десятка лет, но только сейчас получила, наконец, шанс быть реализованной. Партнером в этом проекте выступает компания «Альтернативные топливные системы», известная переоборудованием бензиновых автомобилей в битопливные. Она располагает необходимыми производствен-ными мощностями, и уже сейчас ежегодно можно собирать около 5000 автомобилей.

Компримированный (сжатый) природ¬ный газ метан дешев и безопасен. Цена – от 13 до 16,5 рубля за кубометр, в зависимости от региона. При утечке метан не скапливается в полостях, а рассеивается в атмосфере.

Но именно это стремление к рассеиванию заставляет использовать максимально надеж-ные баллоны. Самый удобный и безопасный способ хранения сжатого метана – резервуар шарообразной формы. Так хранят газ нанакопительных станциях. В автомобиле шар размещать не с руки, поэтому используют близ-кие по прочности цилиндрические резервуары.

Как устроено?

Баллон битопливной Весты вмещает 90литров, что соответствует 21-22 кубометрам газа (точное значение объема определяется плотностью газа и давлением в заправочной колонке). Рабочее давление в баллоне 20 МПа при 15 °С, а проверочное достигает 30 МПа. Рабочий диапазон температур – от -40 до 55 °С.

На полной заправке газом можно проехать 300-400 км, и это обойдется втрое дешевле, чем на бензине. А поскольку 55-литровый бензобак остался нетронутым, на одной заправке обоими вида топлива Веста CNG может отмахать больше тысячи километров.

Lada Vesta CNG

Баллон съел изрядную долю полезного пространства 480-литрового багажника. От него до задней стенки багажного отделения поместится не больше пяти полуторалитровых бутылок минералки. Это (исходя из того, что диаметр бутылки равен 92 мм) всего460 мм.

У обычной бензиновой Весты глубина багажника 920 мм – вдвое больше. Над баллоном места тоже почти не осталось – ну, пару плоских сумок впихнуть можно. На глаз реальный объем багажника сократился почти в два раза (точных заводских данных пока нет).

Фальшпол, прикрывающий запаску, тоже стал вдвое короче. Под ним – новый под¬дон для инструментов, огибающий запасное колесо, которое частично скрыто баллоном.
Это не страшно: доставать запаску стало ненамного сложнее.

Lada Vesta CNG

Стальная трубка-газопровод проложена под днищем и снизу ничем не прикрыта – впрочем, как и бензиновая магистраль. Газопровод идет под капот, к ресиверу, который снижает давление и отправляет газ дальше, в рампу, откуда он распределяется по форсункам.

Под капотом же, слева по ходу движения, раз-мещен контроллер, который при любом нерегламентированном расходе газа перекрывает его подачу.
Металлокомпозитный баллон – китайского производителя Sinoma. Говорят, оказался лучшим по прочности. Гарантийный срок его службы составляет 15 лет – при переосвидетельствовании раз в пять лет. Баллон отлично видно из салона при откидывании любой из частей спинки заднего сиденья,- фактически он перекрыл весь проем, так что перевозить крупные грузы теперь невозможно. Из салона осуществляется доступ к вентилю: его нужно перекрыть, если машина не эксплуатируется длительный срок. Остальное газовое оборудование – итальянской компании Emer. Заправочный штуцер скрыт под лючком бензобака рядом с бензиновой заливной горловиной. На любой газпромовской АГНКС выдадут переходник, который необходимо защелкнуть на штуцере. Переходники в основ¬ном западного производства, но у нас с собой свой – российский, более компактный, но чуть более сложный в пользовании: перед защел¬киванием на штуцере его необходимо рас¬крутить. Но в целом процесс заправки прост с любым переходником: нужно защелкнуть его на штуцере и вставить в него пистолет. Отдал деньги в кассу – пошел газ.

Полная закачка баллона Весты в теории укладывается в 10 минут, но мы справились быстрее – всё зависит от давления в колонке.

Lada Vesta CNG

Едет?

Судя по паспортным данным, с переводом на газ Веста теряет 11 л.с. мощности и 15 Н м крутящего момента. Разгон до сотни на газу занимает 12,2 секунды, в то время как на бензине- 11,8 секунды. Ощутить снижение мощности при размеренной езде сложно. Двигатель ВАЗ-21129 в полной мере сохраняет свой характер, охотно раскручиваясь лишь после 3000 об/мин. Если не ронять стрелку тахометра ниже, динамика газовой Весты удовлетворит каждого.

Определить, на каком топливе работает машина, в большинстве случаев можно лишь по индикатору над кнопкой-переключателем либо при резких стартах с места и во время обгонных спуртов, когда легкий недостаток тяги всё же заметен. Пуск двигателя всегда происходит на бензине (газовый редуктор нуждается в предварительном небольшом прогреве), затем можно перейти на питание газом. Принудительный переход (нужно нажать кнопку) с газа на бензин и обратно занимает пару секунд и сопровождается негромким щелчком клапана за спинкой заднего сиденья. Есть и автоматическое переключение: если баллон с газом опустел, система сама перейдет на питание бензином. Но в некоторых режимах даже при движении на метане идет небольшой, около 1 л/100 км, расход бензина – он в малых дозах впрыскивается в цилиндры для снижения температуры горения смеси и сохранения ресурса мотора.

А регистрация?

Веста CNG – не единично оснащенный ГБО автомобиль, а полноценная серийная модификация, первая в своем роде в России. Машина получила одобрение типа транспортного средства (ОТТС), у нее будет заводская гарантия, соответствующим образом дополненная сервисная книжка и отметка в ПТС о двойной системе питания. Сертификационные краш-тесты – фронтальный, боковой, удар в заднюю часть кузова – пройдены успешно: утечек газа не было ни в одном из испытаний, ГБО осталось герметичным.
При покупке автомобиля, его регистрации и дальнейшей эксплуатации от владельца не потребуется никаких дополнительных действий. Осмотр и обслуживание газового оборудования приурочены к обычным ТО, которые Веста проходит каждые 15000 км. Выполнение всех операций с ГБО ложится на дилерскую сеть АВТОВАЗа. По прогнозам, цены на ТО будут лишь чуть выше, нежели у бензиновых автомобилей, ведь из значимых операций (помимо контрольно-осмотровых) добавится только регулярная смена картриджа воздушного фильтра.

Lada Vesta CNG

Где заправлять?

Теперь о грустном. Станций заправки компримированным природным газом в России не так много – чуть более трехсот по всей стране (бен-зиновых-свыше 25 тысяч). Но кое-какой прогресс есть: в 201 б году было построено 35 таких станций, а в нынешнем планируется построить еще двадцать пять.
В Москве и Санкт-Петербурге пока по четыре АГНКС. Особый интерес проявляют южные и кавказские регионы; там инфраструктура начала развиваться раньше-дилеры уверены, что спрос на Весту CNG будет.

Отчасти ситуацию могут спасти ПАГЗ- передвижные автомобильные газовые заправщики. Каждый такой заправщик представляет собой полуприцепТонар, несущий 16 баллонов, способных вместить 5000 кубометров КПГ: можно заправить 100 битопливных Газелей или 250 седанов Веста CNG. Подобные заправщики пробовали вводить в эксплуатацию еще в конце 1990-х годов, но широкого распространения они не получили – отчасти из-за малого размера баллонов и большого количества ненадежных соединений между ними. Новые заправщики надежнее, легче.

И быстрее заправляются. Буксируемый тягачом ПАГЗ «задувают» на обычной АГНКС примерно за пять часов. Сейчас одна из станций Газпрома в Ставрополе уже эксплуатирует такой заправщик, а в 2018 году ПАГЗ начнут обслуживать трассу Москва – Санкт-Петербург. Но это всё речь о коммерческих перевозках. Что же касается частного пользования битопливными автомобилями…

Когда и почем?

Серийные битопливные Весты с 1,6-литровым мотором ВАЗ-21129 и пятиступенчатой механикой JR5 будут ориентированы главным образом на работу в такси. Дилеры уже начали принимать заказы. Несколько машин передали потенциальным заказчикам в опытную эксплуатацию. Запланировано сделать в этом году около 600 автомобилей, их напра¬вят «различным коммерческим структурам» в Московской области и Татарстане.

Если обычная Веста 1.6 в исполнении Classic + Start стоит 570900 рублей, то версия CNG обойдется в 600900 рублей. Между тем переобрудование машины в заводских условиях обходится в 170000 рублей! Из этих затрат государство компенсирует производителю 140000 рублей, поэтому конечный потребитель переплачивает всего 30000 рублей, которые можно «отбить» довольно быстро при активной эксплуатации.

Веста CNG Comfort оценена в 628900 рублей, Веста CNG Lux – в 691900 рублей, а Веста CNG Luxe + MMS- в 715900 рублей.

Заголовок
Lada Vesta CNG
Название статьи
Lada Vesta CNG
Описание
Шильдик CNG на крышке багажника да кнопка переключения с бензина на газ на цен-тральной консоли - вот и все видимые глазу отличия газовой Весты. Кнопка имеет временное исполнение, степень наполненности баллона с газом определяется по количеству горящих светодиодов. В ближайшее время этой кнопке обещают выделить штатное место в ряду прямоугольных клавиш над климатическим блоком, а запас газа будет отражаться в окошке трип-компьютера на панели приборов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here