Малоизвестная машина создана для трех стихий. Это транспортер, способный проехать практически везде по земле, десантироваться с парашютом и самостоятельно плавать. Такие качества вояки пригодятся и на «гражданке». А купить его с рук вполне реально.

ЛуаЗ 967

Самая компактная амфибия Советской армии несла службу в мотострелковых и воздушно-десантных войсках. Значительная часть машин, попавших «на гражданку», в неплохом состоянии. Большинство из них были законсервированы, и только единичными экземплярами пользовались на учениях, в учебных подразделениях, на аэродромах. Служил ТПК (транспортер переднего края) и в армиях стран Варшавского договора – например, в ГДР их было около 250 единиц.

Кузов-лодка Укрепленный на прочной раме кузов ЛуАЗ-967 отнюдь не прост. Под полом-палубой скрываются боковые сиденья, АКБ, трубопроводы, бензобак, фильтр-отстойник, ЗИП. Но отсутствуют двери, отопитель и боковины брезентового тента. Складные руль и водительское кресло позволяют под обстрелом управлять машиной в положении лежа. Герметичность на плаву обеспечивают резиновые «гофры» в местах выхода из кузова полуосей и рулевых тяг. В полу и облицовке передка есть пробки для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии. Перед плаванием нужно проверять плотность их посадки.

Два V4 ЛуАЗ-967 выпускался с двумя четырехцилиндровыми V-образными моторами воздушного охлаждения, знакомыми по «Запорожцам» и «Волынянкам»: МеМЗ-967 (27 л. с.) и МеМЗ-967А (37 л. с.). Первые применялись до 1975 года и сегодня редкость.

Двигатель плохо запускается в холода. Уже при -15°С пригодится подогреватель «факельной» конструкции или устройство для экстренного запуска при выезде по тревоге. Оно работает на летучей жидкости «Арктика», впрыскиваемой в коллектор.

Низкооборотные моторы маломощны, но в большинстве ситуаций этого достаточно. При правильных регулировках и давлении масла, чистых ребрах цилиндров и маслорадиаторах «воздушники» ТПК перегреваются редко. Если необходимо, можно подключить дополнительный маслорадиатор с электровентилятором обдува. Двигатели неприхотливы к бензину (марка А-76) и маслу, но недолговечны. Поршневые кольца «садятся» уже к 40–50 тыс. км, вкладыши коленвала рассчитаны на 35 тыс. км. Не редкость течи масла из-под отвердевших уплотнителей клапанного механизма. Но для машины, работавшей на поле боя, это не имело первостепенного значения – как и для тех ТПК, которые в гражданской жизни эксплуатируются в режиме выходного дня.

Каждые 6–8 тыс. км меняют масло в двигателе и инерционно-масляном воздушном фильтре, промывают его набивку, чистят масляный фильтр-центрифугу. В это же время проверяют тепловые зазоры клапанов и натяжение ремня вентилятора (соосного с генератором). Шестерни привода распределительного и балансирного валов заменяют на 25–30 тыс. км.

Трансмиссия аналогична сухопутному собрату ЛуАЗ-969. В дополнение к постояному переднему приводу подключается задний мост с блокируемым при необходимости межколесным дифференциалом. Для увеличения клиренса (285 мм!) крутящий момент на колеса передается через специальные редукторы. Им нужна регулировка подшипников, чистка сапунов и дренажа.

Сцеплению с цилиндрическими пружинами необходима регулировка зазоров в приводе. Оно не любит перегрева и страдает при активной эксплуатации на бездорожье, но сожженные фрикционные накладки меняют отдельно от диска. После 25–30 тыс. км изнашивается выжимной подшипник. Картеры сцепления и КП отцентрованы совместно, поэтому не взаимозаменяемы. Гидропривод сцепления (как и тормозов) унифицирован с легковым «Москвичом-408/412».

В коробке передач четыре транспортные передачи и одна – «ползучая», она еще «ниже» первой. Устойчивая скорость на ней сродни тракторной – от 3 км/ч. Особых замечаний в эксплуатации КП не вызывает. На агрегатах с пробегом около 50 тыс. км возможно самовыключение передач, их затрудненное включение, шум изношенных подшипников. К заднему мосту крутящий момент от КП передается валом, заключенным в трубу. Все четыре полуоси вместо ШРУСов имеют карданные шарниры, подлежащие шприцеванию каждые 1,0–1,5 тыс. км. Ресурс передних зависит от того, как часто водитель «газует» в поворотах. За чехлами в месте выхода полуосей из картеров нужно следить.

Замена масла в КП и заднем мосту – через 20–25 тыс. км, в трубе трансмиссионного вала и редукторах – через 15 тыс. км. Следует помнить, что «минус первая» передача не включается на ходу, а при ее активации автоматически подключается и задний мост. Включать задний мост и блокировать дифференциал можно на ходу и без выжима сцепления. Для сохранности узлов нельзя долго двигаться по сухим твердым покрытиям на полном приводе и с заблокированным «дифом».

ЛуаЗ 967

   Главная проблема двигателя МеМЗ-967 – малый ресурс (от 30 тыс. км) и посредственные пусковые характеристики.

ЛуаЗ 967

Простой «кардан» (1) вместо ШРУСов, а колесные редукторы (2) обеспечивают клиренс в 285 мм. На плоском днище – петли (3) для парашютной системы.

Независимость Подвеска независимая, каждое колесо качается на своем рычаге. Если металлокерамические втулки рычагов смазывать каждые 1,0–1,5 тыс. км, то они и оси прослужат 20–25 тыс. км. Эти детали заменяются отдельно от рычагов. Угол закрутки упругих элементов – четырех торсионов – в случае просадки можно корректировать. Шкворням поворотных кулаков каждые 6–8 тыс. км требуется смазка. Стуки и люфт передних колес свидетельствуют об износе втулок шкворней. Частично проблема решается регулировкой, полностью – заменой втулок в сборе с корпусами.

Точность рулевого управления невысока, у исправной машины свободный ход руля – 25°. Червячный механизм живуч, а восемь шарниров после их износа к 20 тыс. км можно перебрать.

Тормозная система с независимыми контурами, даже главный тормозной цилиндр у передней и задней пар колес свой. Зазоры колодка-барабан поддерживаются автоматически, так что хлопот тормоза не доставляют.

ТПК – полезная игрушка не только для рыбака и охотника, но и для любителя внедорожных «покатушек». Обязательное условие активной эксплуатации машины – наличие надежной автомастерской, а теми запчастями, что отличаются от комплектующих гражданского ЛуАЗ-969, нужно запасаться заранее. Но владение одним из уникальнейших автомобилей ушедшего столетия стоит того.

Заголовок
ЛуаЗ 967
Название статьи
ЛуаЗ 967
Описание
Малоизвестная машина создана для трех стихий. Это транспортер, способный проехать практически везде по земле, десантироваться с парашютом и самостоятельно плавать. Такие качества вояки пригодятся и на «гражданке». А купить его с рук вполне реально.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь