Самый массовый и относительно недорогой электромобиль: баловство или полезная вещь?
Пятидверный хэтчбек на платформе Тииды. Официально у нас не продавался. Тем не менее, в России обитают около 9000 Лифов – свыше 80% от всех зарегистрированных в стране электромобилей. В основном первого поколения и с правым рулем.
Машину постоянно модернизировали. В 2013 году зарядный блок переехал из багажника, где создавал горб, под капот. Появились версии с батареями разной емкости – 24, 30 и 40 кВт ч. Запас хода соответственно 175, 200 и 250 км, но это «лабораторные данные» для летнего периода.
ДВИГАТЕЛИ
Применены электрические трехфазные синхронные двигатели ЕМ61 (индекс модели ZEO) и ЕМ57 (AZEO, с 2013 года). У ЕМ57 та же мощность 109 л.с., но выше крутящий момент – 320 против 280 Н-м. Двигатели необслуживаемые. Ресурс не установлен – предположительно, уходит за миллион км. Случаев быстрого
износа статора, якоря, подшипников не выявлено.
Высоковольтная батарея каждый год теряет в среднем 2% емкости, то есть, за 10 лет потеряет 20%. Соразмерно снижается запас хода. Ресурс оценивают в 15-20 лет, в зависимости от условий эксплуатации. Батарея легче переносит холод, чем жару, и не очень любит «заправку до полного» – лучше всего 00-90%. Техобслуживание сводится к проверке проводки, порта зарядки, диагностике электроники и батареи. В батарее можно заменять отдельные ячейки. Но специализированный «электромобильный» сервис есть только в крупных городах.
Состояние батареи можно оценить «на глаз» по данным шкалы SoH (state of health) на приборной панели. На шкале 12 делений, первое погасшее – минус 15% ресурса, второе и далее – минус 6,25%. Однако лучше использовать программное обеспечение Leaf Spy.
ТРАНСМИСИЯ
Роль трансмиссии играет одноступенчатый редуктор. В нём как раз надо менять масло – по регламенту, каждые 200 тысяч км. По уму – раза в четыре чаще, а контролировать уровень – ежегодно.
РАЗНОЕ
Подвеска – обычная. Помимо стоек и втулок стабилизатора, могут рано сдаться шаровые. Это компенсируется большим ресурсом тормозных колодок и дисков – свыше 100 тысяч км, поскольку часть нагрузки забирает система рекуперации энергии торможения.
На ранних машинах применяли «водяную» печку салона, нагреваемую от двигателя – не потеплеет, пока не поедешь. В версии AZEO её заменили электрическими нагревателями – греют отлично, но быстро разряжают батарею.
Правый руль обычно указывает на отсутствие подогрева батареи и зарядного модуля повышенной мощности. У леворульных машин такие опции могут быть. И те, и другие нередко битые или «утопленники» – будьте внимательны.
ПЛЮСЫ
Сверхнадежный мотор с нулевыми выбросами.
Не требует ухода и замены расходников: ремней ГРМ, фильтров, свечей, сальников (их, можно сказать, нет).
Траты на «топливо» невелики.
Хорошая динамика.
МИНУСЫ
Паспортный запас хода – фикция.
Мало станций быстрой зарядки, а заряжать от обычной розетки очень долго.
Нет штатной запаски и ниши для неё.
На бесшумном моторе отлично слышно… всё!
Бортовые данные об остаточном запасе хода изменяются слишком неравномерно.
Клиренс 156 мм.