Tayga Patrul 551 SWT

0
112
Tayga Patrul 551 SWT

Положительное отличие порядков России от СССР заключается в том, что многое из того, что предназначено для армии, в принципе, можно купить любому гражданскому. БТР без пушки или карабин «Сайга» – лишь слегка доработанный АК. Со снегоходами история та же. Гражданский вариант AC-1, снегоход «Тайга Патруль 551 SWT», на мой взгляд, – одна из наиболее интересных моделей в линейке рыбинского завода. «Русская Механика» предоставила нам этот снегоход на всю зиму, так что будет отличная возможность испытать его в деле пристально и внимательно.

Tayga Patrul 551 SWT

Глобальное потепление дает о себе знать, и уже который год подряд снегоходный сезон в средней полосе России начинается аккурат после Нового года. 2016-й не стал исключением, поэтому представить нашего героя получается только сейчас.

История появления этой модели весьма интересна. В конце 90-х годов прошлого века руководство «Русской механики» вело переговоры с канадской фирмой BRP о начале совместного производства сноумобилей, однако дефолт 1998 года «спугнул» западных партнеров. «РМ» досталось в «наследство» лишь немного образцов техники BRP. Кто знает, не откажись тогда канадцы от сотрудничества, может быть, сейчас в Рыбинске работал бы дочерний завод BRP, но судьба распорядилась иначе, и русское предприятие продолжило свой путь.

Многие модели «РМ» построены на основе канадских разработок. Не стал исключением и «Тайга Патруль 551 SWT». В его основе – утилитарная платформа XU, на базе которой выпускаются снегоходы BRP. Хотя, конечно, кроме схожей геометрии рамы у «Патруля» с прародителем не осталось ничего общего.

Однако на этом история не заканчивается. Сперва свет увидела модель «Патруль 550», оборудованная базовым двигателем «Русской Механики», 550-кубовым двухцилиндровым двухтактником воздушного охлаждения, который развивает 55 л.с. Позже на этой же «телеге» был построен аппарат «Барс 850» с четырехтактным V-образным двигателем мощностью 80 л.с. Однако, как и все четырехтактные машины, «Барс» вышел довольно тяжелым, что делает его не очень пригодным для работы в рыхлом пухляке, да и требования к обслуживанию и ремонту 4Т мотора более высокие.

«Патруль 551» же появился почти внезапно, когда один из испытателей завода «воткнул» в ходовую «Патруля» двигатель с жидкостным охлаждением от модели «Атака 551». Вышло неожиданно здорово. Снегоход получился заметно легче, чем четырехтактный «брат», и не особенно тяжелее и технически сложнее, чем «воздушный» двухтактник «Патруль 550», зато заметно мощнее.

Именно эта «случайная» машина и пошла в серию под названием «Тайга Патруль 551 SWT» и в дальнейшем получила спецверсии «Силовые структуры» и «АС-1» для спасателей, полиции и военных.

«Патруль» относится к одному из довольно нераспространенных типов снегоходов – SWT или super wide track. Ширина гусеницы составляет 600 мм. Машин с такой «гусянкой» в мире – по пальцам пересчитать. Длина полотна – 3 937 мм или 155 дюймов. Высота зацепа – стандартные для «утилей» 22 мм. Подвеска гусеницы – склизовая, так что гонять по тундре, как на «Буране», где гусеница катится по роликам, не выйдет. Но зато чем меньше деталей, тем проще и надежнее конструкция. А это плюс. За демпфирование отвечают два газо-масляных амортизатора с регулировкой преднатяга пружины заднего амортизатора. Ход задней подвески составляет 190 мм.

https://youtu.be/efCMOtB5Nh4

Лыжи, традиционно же для утилитарников, установлены на телескопических стойках, в которых тоже упрятаны газо-масляные амортизаторы. Ход передней подвески составляет 150 мм. Регулировок не предусмотрено, зато толстым трубам стоек не страшны встречи с камнями и пнями под снегом.

Самое интересное – под капотом. Силовой агрегат вполне современный: здесь, например, жидкостное охлаждение, которое и позволило поднять мощность на 15% (с 55 до 65 л.с.) относительно воздушного мотора того же объема. Присутствует раздельная система смазки, избавляющая от необходимости мешать двухтактную смесь в канистре перед каждой заправкой. Есть и электрозапуск. За воспламенение смеси отвечает бесконтактное электронное зажигание, не требующее обслуживания. В общем, все вполне современно, разве что за смесеобразование отвечают два карбюратора Mikuni, а не система впрыска. Однако не буду считать это анахронизмом: западные производители также не спешат устанавливать инжекторы на «полулитровые» двухтактные утилитарники – слишком дорого.

В нашем случае двухкарбюраторная система питания – это заметный прирост мощности во всем диапазоне оборотов при небольшом увеличении расхода топлива и далекая перспектива хлопот по синхронизации карбов. Но это – в необозримом будущем.

Все, кто видит снегоход в первый раз, обязательно говорят «какой здоровый». Да, айсбергоподобный дизайн присутствует. Снегоход похож на груду снега, которую только что сгреб грейдер. Широкое основание и постепенно заостряющаяся кверху глыба капота не оставляют шансов на изящество, а белый колер добавляет «ледовитости» в облик машины. Широченный тоннель, призванный накрыть собой шестисотмиллиметровую гусеницу, позволил разместить на себе сиденье поистине королевского размера. Диван «Патруля» очень широкий и мягкий. В принципе, можно поместиться даже втроем, пусть и без особого комфорта. Двое же взрослых людей в объемной экипировке размещаются на снегоходе вольготно.

Многие модели «Русской механики», начиная с дедушки-«Бурана» и заканчивая более современными моделями, грешат очень низким расположением сиденья и руля. Усаживаешься почти на корточках, а руль расположен в районе живота. Здесь эту проблему решили кардинальным образом – сидишь высоко, да и руль расположен на достаточной высоте, чтобы можно было, не сгибаясь в три погибели, рулить стоя или с колена. Услышали заводчане мольбы многих клиентов!

Словом, посадка, причем как пилота, так и пассажира, более чем комфортная. Долгая дорога не будет в тягость. Разве что заднему седоку не хватает мягких поручней – держаться за голое железо, даже в рукавицах, некомфортно, через пять минут руки замерзают даже в самых толстых варежках. Но, думаю, эту проблему мы решим нехитрым тюнингом.

Есть вопрос и к подножкам: для водителя и пассажира сделаны упоры для ног, но вот кромка подножек выполнена из стальной трубы. Она скользкая и совсем не держит ногу. Если подножки засыпаны снегом, можно запросто поскользнуться, привставая с сиденья. О, сколько мы твердили миру, вернее, заводскому руководству, что зубчатая гребенка должна быть на каждом снегоходе – нас не услышали. Хотя в списке дополнительных аксессуаров этот нехитрый элемент есть. Мы его купим и обязательно «затюним» подножки, чтобы можно было не бояться за скользкий «пол».

Снегоход приехал к нам в состоянии «из коробки» – ему провели предпродажную подготовку и этим ограничились. Пробег на одометре – 4 километра, сиденье в полиэтилене, так что, можно сказать, расчехлили его мы сами. Движок запустился почти мгновенно, несмотря на 15-градусный мороз. Пара минут «на подсосе», и он прогрелся для работы на холостых. У воздушного мотора этого приходилось ждать заметно дольше, постоянно подгазовывая, иначе он глох. Все же жидкостное охлаждение – полезное изобретение.

Два карбюратора исправно «кормят» цилиндры смесью, мгновенно откликаясь на «газ», а вот «умное» зажигание знает, что новый мотор нельзя нагружать, и не позволяет ему выходить на полную мощность. Сложно сказать, как это реализовано, но скорее всего, в память блока управления двигателем вшит таймер, который «раздушит» мотор по прошествии определенного времени его работы. Причем будет делать это постепенно, повышая максимально допустимую скорость. Сейчас же снегоход не разгоняется быстрее 50 км/ч. Но мы уже общались с рыбинской техникой и знаем, что мотор «раскачается» к третьей сотне километров пробега.

Водяное охлаждение двигателя играет и еще одну приятную роль – глушителя шума. «Водяной» мотор работает заметно тише своего воздушного собрата. Конечно, разговаривать тихим голосом на ходу не получится, но через час езды из ушей точно не пойдет кровь, а ночью не будет мерещиться вой двухтактника. Мелочь, но очень важная.

При том, что «максималка» нам пока не доступна, динамика разгона у снегохода весьма полноценная – он бодро берет с места и набирает максимально доступные полсотни в час. Мне доводилось ездить на «Барсе» – четырехтактном варианте этой машины, и должен сказать, что разница в массе в скромные 15 кг делает повадку совсем иной. Нет чувства того, что «морда» перегружена. Снегоход ощущается сбалансированным и вполне послушным.

В базовой комплектации на лыжах установлены расширители, призванные облегчить движение по глубокому снегу. В наших краях, правда, редко бывает действительно настолько много снега, а вот управляемость эти «лапти» ухудшают. Однако даже с ними снегоход слушается руля заметно охотнее и острее, чем тот же «Барс» или конкурент – «Стелс Росомаха». Расширители в ближайшее время отправятся на полку, и управляемость «Патруля» должна еще улучшиться.

Первые полсотни километров показали, что машина, пусть и выглядящая весьма тяжеловесно, ведет себя как средний утилитарник. Конечно, до юркости спортов ему далеко, но прямым конкурентам с 600-миллиметровой гусеницей ему есть что сказать, и не факт, что у тех найдется, что ответить.

Заголовок
Tayga Patrul 551 SWT
Название статьи
Tayga Patrul 551 SWT
Описание
Положительное отличие порядков России от СССР заключается в том, что многое из того, что предназначено для армии, в принципе, можно купить любому гражданскому. БТР без пушки или карабин «Сайга» – лишь слегка доработанный АК. Со снегоходами история та же. Гражданский вариант AC-1, снегоход «Тайга Патруль 551 SWT», на мой взгляд, – одна из наиболее интересных моделей в линейке рыбинского завода. «Русская Механика» предоставила нам этот снегоход на всю зиму, так что будет отличная возможность испытать его в деле пристально и внимательно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here