Toyota Land Cruiser 100 слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Он считается культовым автомобилем, несмотря на то что уже снят с производства. Мы решили проверить, за какие достоинства этот внедорожник так почитаем нашими соотечественниками

Toyota Land Cruiser 100

История

Предшественник «сотки» — легендарный Land Cruiser 80, который выпускался с 1988 года и продержался на конвейере более 10 лет. В его основе — мощная рама и жесткие мосты-балки спереди и сзади. Двигатели — рядные «шестерки»: бензиновая объемом 4,5 л (215 л.с.) и 4,2-литровый турбодизель мощностью 167 л.с.

Впервые Land Cruiser 100 был показан на Токийском автосалоне 1997 года, в следующем году начались его продажи в Европе. Автомобиль был сразу представлен в двух вариантах — люксовои комплектации VX, отличающейся независимой передней подвеской, задней дверью, открывающейся вверх-вниз, наличием различных электронных систем и двумя новыми двигателями: бензиновым V8 4.7 л (235 л.с.) и турбодизелем 4,2 л (204 л.с.) с электронным впрыском топлива, турбонагнетателем и интеркулером. Комплектации STD и GX — своего рода бюджетные версии, которые могли быть практически лишены всех современных систем, например АБС. Они оснащались шестицилиндровым бензиновым мотором 4.5 л (224 л.с.) и атмосферной версией 4.2-литрового дизеля, развивающей 131 л.с.

В 2001 году в честь 50-летия создания первого внедорожника «Toyota» выпустила ограниченным тиражом юбилейную серию, которая по дизайну несколько отличается от стандартных
машин.

Осенью 2002 года был проведен рестайлинг, немного изменивший оптику, бамперы, радиаторную решетку, а также кое-что в интерьере. Модель получила еще и новую приборную панель.

Преемник сотой серии — Land Cruiser 200 — дебютировал в декабре 2007 года. Этот автомобиль продолжает техническую идеологию предшественника: у него рамный кузов с задним мостом и передней независимой подвеской, постоянный полный привод и гидроподвеска. Моторы — V8: бензиновый 4,7 л и турбодизель 4,5 л.

Начнем с того, что большие внедорожники как класс у нас всегда были популярны, а их японские представители к тому же выгодно отличались высоким качеством изготовления и долговечностью.
Так вот, Toyota Land Cruiser еще и на голову выше всех остальных «японцев» по надежности. Репутацию крепкого и безотказного автомобиля Land Cruiser заслужил еще во времена модели с индексом 60, которая дебютировала в 1980 году. Потом появилась легендарная «восьмидесяти», которую по неубиваемости и проходимости можно было сравнить с танком Т-34. А следующее поколение — Land Cruiser 100 — уже грелось в лучах славы своих предшественников. У «сотки» при прежней надежности улучшилась управляемость на асфальте за счет применения передней независимой подвески. Стоит ли говорить, что ее популярность на вторичном рынке безоговорочно высока. Правда, цена модели довольно внушительная.

Land Cruiser 100 может выступать в двух разных ипостасях. Простой и прочный вариант с индексом 105 идет с неразрезным передним мостом и рядным 6-цилиндровым дизелем (4,2 л, 131 л.с.). Внешне эта версия отличается распашными задними дверями. Исполнение VX подразумевало разделенную по горизонтали двустворчатую пятую дверь и бамперы в цвет кузова. У него была независимая двухрычажная торсионная передняя подвеска, а двигатель — бензиновый V8 (235 л.с.) или турбированный вариант дизеля (204 л.с.). Коробки передач для обеих модификаций — 5-ступенчатая «механика» или 4-диапазонный автомат (с 2002 года — 5-диапазонный).

Комплектация версий соответствует их статусу. 100-Й оснащен довольно скромно, но самое необходимое у него есть: это кондиционер, аудиосистема, электропривод стекол и т.д. Зато вариант VX нафарширован под завязку — от АКП и раздельного климат-контроля до ксеноновых фар и пневмоподвески.

Технически исправный Land Cruiser 100 найти сложно. Владельцы не спешат расставаться с ухоженными и беспроблемными экземплярами, поэтому при покупке машины ее диагностика необходима.

Самая распространенная модификация «сотки» — версия VX с бензиновым V8 объемом 4,7 л. На долговечном двигателе после 120 ООО км прогорают выпускные коллекторы, причем при замене левого приходится демонтировать рулевой вал и регулировать углы установки колес. В приводе ГРМ трудится зубчатый ремень, срок службы которого — 180 000 км. Столько же выдерживают помпа и вискомуфта вентилятора.

Дизельные рядные «шестерки»: атмосферная, которая по неприхотливости может поспорить с верблюдом, и наддувная — также долговечны и беспроблемны. Силовой агрегат с четырьмя клапанами на цилиндр и непосредственным впрыском более требователен к качеству топлива и масла. На нашей солярке топливные насосы высокого давления редко выхаживают более 150 ООО км. Ремонту они не поддаются. Каждые 40 ООО км требуется регулировка клапанов в моторе.

Механическая коробка запросто прослужит 380 ООО км, а сцепление держится до 200 000 км.

Обе автоматические коробки неубивасмы — необходимость в их ремонте обычно возникает только после 250 ООО км. Трансмиссия 4×4 с постоянным полным приводом (50:50). понижающей передачей
и блокировкой заднего дифференциала надежна. В условиях эксплуатации сгорает электромотор привода блокировки дифференциала, при этом муфта остается заблокированной. На каждом

ТО надо шприцевать карданные валы, а через 50 000 км — менять смазку в крестовинах и ступичных подшипниках. Каждые 100 ООО км придется менять специальное трансмиссионное мас-
ло в мостах и коробках.

В подвеске втулки стабилизаторов держатся 35 ООО км, а амортизаторы — в несколько раз дольше. Зато есть проблемы с гидравлической подвеской. После 100 ООО км выходят из строя
датчики положения кузова (их четыре) или сгнивает их проводка.

Модификации

Люксовый вариант «сотки» — Lexus LX470. Автомобиль построен на базе модификации VX и унаследовал от нее двигатель, мощность которого увеличена до 279 л.с. (до 2002 года — 234 л.с.), автоматическую коробку передач и трансмиссию. Причем LX470 оснащался только гидроподвеской с регулируемым клиренсом.

Коробки передач

В автомате каждые 60 ООО км положено менять масло, тогда он может прослужить 250 ООО км до капитального ремонта. Механическая КП нередко выдерживает до 450 ООО км.
В трансмиссии на каждом ТО надо шприцевать крестовины кардана, тогда он продержится до 200 ООО км. На лифтованных машинах быстро изнашиваются подшипники ступиц, которые через
50 ООО км положено смазывать и регулировать.

Двигатель

На бензиновом V8 и турбодизеле R6 зубчатый ремень ГРМ предписано менять соответственно каждые 180 ОО0 и 120 ООО км. На бензиновой «шестерке», которая ставилась на Land Cruiser 105, используется «вечная» цепь. Этот мотор выхаживает 500 ООО км и не имеет гидрокомпенсаторов в приводе клапанов.

Электрооборудование

Довольно надежно. С возрастом отказы и сбои в сети происходят чаще, что в основном связано с коррозией проводки, разъемов и других соединений. Нередко перегорают лампы ближнего света и габаритов. На машинах из арабских стран очень быстро гниют трубки кондиционера, а стартер и аккумулятор не выдерживают эксплуатации.

Подвеска

B передней подвеске VX вместе с амортизаторами после 130 ООО км обновляются и шаровые опоры, которые идут в сборе с нижними рычагами. На 105-м к этому времени придется реанимировать мост.

В задней подвеске, кроме стоек, втулок стабилизатора и амортизаторов, ломаться нечему. Зато в регулируемой гидроподвеске 100 ООО км «горят» датчики высоты кузова или сгнивает
проводка. Изношенные амортизаторы можно поменять на обычные.

Плюсы и минусы

+ Очень медленная потеря в цене. Исключительная надежность. Просторный и вместительный салон. Отличная проходимость на бездорожье

— Высокая цена даже на старые экземпляры. Дорогие запчасти и сервис. Большая популярность у угонщиков. Затратная гидравлическая подвеска