Toyota Land Cruiser 100 (1997-2007 гг.)

0
189

Дебютировав в 1998 году, Land Cruiser 100 быстро завоевал популярность, став эталоном в классе люксовых внедорожников. Давайте разберемся, благодаря каким качествам ему удалось этого достичь, и как себя чувствуют подержанные «сотки».

Toyota Land Cruiser 100

Toyota Land Cruiser 70 с 1985 г.
Дебют модели Toyota Land Cruiser 80
Toyota Land Cruiser 100 с 1998 г.
Toyota Land Cruiser 200 (2007-н.в.)

КУЗОВ

Заметим, что Land Cruiser 100 выпускался только в пятидверном кузове, тогда как конкуренты производили короткие и даже открытые версии. В основе «сотки» лежит мощная лонжеронная рама, на которую водружен кузов с двухсторонней оцинковкой, защищающей от ржавчины. Автомобиль изготавливался в разных модификациях, самые простые из которых STD и GX отличаются неокрашенными бамперами и распашной двухстворчатой задней дверью. Кроме того, в версии STD отсутствуют электорорегулировки сидений, стекол, зеркал, антенны, рулевого колеса, ABS и другие опции. Да и салон обшит дешевым кожзаменителем, зато он легко моется. GX более богата, есть электростеклоподъемники, электроантенна, велюровый салон и рейлинги на крыше. Выпускались модификации GX с лебедкой, люком в крыше и ABS. Стоит отметить, что данные версии вмещают 10 человек, по три на переднем и заднем диване, четыре на откидных боковых сиденьях, установленных по бокам багажного отделения. Также указанные модификации были и в 9-местном исполнении (впереди два раздельных кресла, вместо сплошного дивана, который регулируется только целиком), поэтому такие версии более удобны, чем 10-местные.

Люксовая «сотка» VX продавалась в двух вариантах, 5- и 7-местной (в багажнике установлен еще один, откидной третий ряд сидений). Благодаря отличной шумоизоляции в VX можно разговаривать, не повышая голоса даже на больших скоростях, а вот в STD и GX она заметно слабее – шум мотора отчетливо пробивается в салон. Оснащение в VX богатое, как и подобает люксовому внедорожнику. Здесь есть все отсутствующие в модификациях STD и GX опции, а в дополнение к ним – кожаный салон, климат-контроль, система стабилизации курсовой устойчивости, а также ксеноновые фары. Правда, последние встречаются не везде, так как устанавливались в качестве опции.

У нас встречаются и арабские версии, отличить их можно по золотистым фирменным «шильдикам» и наличию дополнительного кондиционера для задних пассажиров. В обслуживании они ничем не отличаются от «европейцев», и с надежностью у них все в порядке.

Благодаря высокой посадке и большим зеркалам проблем с обзорностью у «сотки» нет, к тому же многие из них оснащены парктроником.

В 2002 году автомобиль модернизировали, изменили интерьер, экстерьер и моторы, в трансмиссии появился 5-ступенчатый автомат. В салоне немного изменилась центральная консоль, появился щиток приборов Optitron. В «спокойном» состоянии он полностью черный, а при включении зажигания «оживает» – включает подсветку всех указателей и меняет интенсивность в зависимости от внешнего освещения.

ДВИГАТЕЛЬ

Официально продавались только «сотки» с бензиновыми моторами V8 объемом 4,7 литра и в паре с автоматической коробкой передач. По утверждению мотористов фирменной СТО, этот двигатель надежен и неприхотлив в обслуживании. Единственное его слабое место – стальные выпускные коллекторы, которые со временем трескаются. С подобной проблемой сталкивались до 60% владельцев «соток» с пробегом за 100 тыс. км. Ремень ГРМ служит 150 тыс. км, а при его замене нужно сменить еще и два ролика (натяжной и обводной). Раз в 100 тыс. км следует проверить тепловые зазоры клапанов и при необходимости отрегулировать. Впрочем, зазоры регулируются во всех моторах, устанавливаемых на «сотку». Приводные ремни рассчитаны на срок службы 40 тыс. км, но они без проблем выхаживают и 100 тыс., сигнал к замене – появление характерного писка. А вот случаев их обрыва даже с солидными пробегами на фирменном сервисе так и не припомнили. Хоть мотор переваривает практически любое топливо, «мыть» форсунки рекомендуется каждые 30 тыс. км, или при нестабильной работе двигателя на холостых оборотах и повышении расхода топлива. Каждые 60–70 тыс. км нужно менять свечи зажигания. 

Все Land Cruiser 100 с турбодизельными моторами объемом 4,2 л завезены «серыми» дилерами. Основные проблемы с ними возникают из-за качества нашего топлива. Неважно переваривают плохую солярку топливный насос высокого давления и форсунки – в насосе может зависнуть клапан, регулирующий подачу топлива, а форсунки нуждаются в периодической чистке, тогда они смогут проработать 120–140 тыс. км. Зато турбодизель гораздо экономичнее бензиновых моторов – 16 л на 100 км против более 20 л у V8. Ремень ГРМ здесь служит 100 тыс. км и также меняется с двумя роликами. Кстати, до 2002 года «сотка» оснащалась еще одним дизельным мотором с двумя турбинами. Данный двигатель превосходил все остальные как по мощности (250 л. с. против 235 л. с. у бензинового V8), так и по крутящему моменту: он составляет 550 Нм, (бензиновый 4,7 – 434 Нм). К сожалению, мотор Biturbo большая редкость, как, впрочем, и атмосферный дизель.

Нечасто встречается на нашем рынке и бензиновая рядная «шестерка» 4,5 л (224 л. с.). Данный мотор надежен, неприхотлив в обслуживании и лишен вышеперечисленных недостатков остальных двигателей. В газораспределительном механизме применяется цепь, рассчитанная на весь срок службы мотора, но раз на 100 тыс. км следует проверить ее натяжение.

ТРАНСМИССИЯ

Внедорожный арсенал «сотки» включает постоянный полный привод с пониженным рядом передач в раздаточной коробке, блокируемой межосевой вискомуфтой, задним и передним межколесными дифференциалами. Последние могут быть как самоблокирующимися, так и с принудительной блокировкой (опция). В модификациях VX с 2000 года применялась электронная система A-Track, заменяющая механизмы блокировки межколесных дифференциалов. Данная система отслеживает частоту вращения колес, и при пробуксовке одного или нескольких из них перераспределяет крутящий момент те, которые имеют хороший контакт с дорожным полотном. Если «сотка» обута в соответствующие шины, то она способна показать чудеса проходимости на бездорожье, хотя все же большинство владельцев этих дорогих внедорожников не используют их по прямому назначению и не загоняют своих железных «коней» на раскисшую пашню или на штурм водных преград.

Автоматические 4- и 5-ступенчатые КП установлены на большинстве «соток». Каждые 90 тыс. км в них стоит сменить масло и фильтр. Замену доверьте профессионалам, так как слитое масло необходимо проверить на наличие дополнительных примесей. Металлическая стружка скорее всего «говорит» о выходе из строя подшипника первичного вала. В этом случае понадобится демонтаж коробки и ее профилактический ремонт, игнорирование данного требования приведет к полному отказу дорогостоящего механизма. Кстати, разрушение подшипника и других деталей автоматической трансмиссии происходит только при неправильной эксплуатации. Например, зимой на непрогретой АКП в режиме Drive, категорически запрещается штурмовать бездорожье и допускать пробуксовку колес. А для того, чтобы выехать из сугроба или грязи, следует активировать весь внедорожный арсенал – включить понижающую передачу и блокировки.

Проблем с механической трансмиссией не припомнили даже опытные механики. Жаль, но данная трансмиссия не устанавливалась на авто с бензиновым V8. В «механике» каждые 60 тыс. км нужно сменить масло.

В два раза чаще (спустя 30 тыс. км) следует менять смазку в мостах и раздаточной коробке. При пробеге за 100 тыс. км могут дать течь сальники «раздатки», полуосей и хвостовиков в месте присоединения карданных валов. Кстати, крестовины последних нуждаются в смазке каждые 10 тыс. км и при таком обслуживании они свободно «выходят» до 200 тыс. км. Слабое место трансмиссии – передний редуктор. В нем на машинах до 2000 года при больших нагрузках и в основном зимой обрывает зубья сателлитов дифференциала. Позже сателлиты усилили, но теперь слабым местом стали зубья главной пары.

ПОДВЕСКА

Передняя подвеска «соток» бывает разной – как независимой торсионной, на сдвоенных поперечных рычагах, так и зависимой пружинной с неразрезным мостом (в данном случае в авто отсутствует межосевая вискомуфта). Задняя подвеска одного типа – зависимая пружинная, на продольных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости.

Кроме того, среди версий VX попадаются еще и модификации, оснащенные гидропневматической подвеской, с изменяемым клиренсом и жесткостью работы амортизаторов. При эксплуатации таких автомобилей следует быть внимательным во время обслуживания – нередки случаи, когда владельцы вместо добавления жидкости в бачок омывателя лобового стекла заливают ее в бачок гидропневматической подвески. Если такое случилось, оживить подвеску удается лишь в трети машин. В остальных ее попросту меняют на классическую, так как ремонт очень дорог. Поэтому, покупая «сотку» с «гидропневматикой», проверьте ее работу во всех режимах. При переключении соответствующей клавиши управления подвеской, расположенной возле селектора КП, клиренс должен изменяться в двух положениях – от стандартного 220 мм до внедорожного 270 мм. Кстати, самое высокое положение изменяется на стандартное при достижении 40 км/ч. Кроме того, возможно изменить и жесткость работы «гидропневматики» – существуют режимы Comfort и Sport.

Меньше всего (40–50 тыс. км) в передней подвеске служат нижние втулки стоек стабилизатора поперечной устойчивости, а вот верхние в 2-3 раза долговечнее. Втулки стабилизатора в месте крепления к кузову «живут» 60–70 тыс. км. Сайлентблоки в подвеске Land Cruiser заслужили славу вечных, так как до замены они способны выходить 300–400 тыс. км, да и меняются отдельно от рычага. Шаровые опоры поставляются только вместе с рычагом, и если верхняя опора до замены может проездить 400 тыс. км, то нижнюю придется заменить уже спустя 150 тыс.

В задней подвеске также применен стабилизатор поперечной устойчивости, ресурс его втулок аналогичен переднему. Сайлент-блоки четырех продольных и одного поперечного рычагов заднего моста служат 150–200 тыс. км и меняются «резинки» только в сборе с рычагами.

РУЛЕВОЕ

До 2003 года рулевое управление «сотки» оснащали классическим гидроусилителем, а позже в качестве опции его можно было дополнить системой Variable Gear Ratio Steering (VGRS), изменяющей с помощью специального редуктора с электромотором передаточное число рулевого механизма. Так, на высоких скоростях передаточное число увеличивается (3,5 оборота «баранки» от упора до упора), и рулевое становится менее «острым», а на малой скорости от упора до упора необходимо всего 2,5 оборота, что существенно облегчает выполнение маневров при парковке. К надежности рулевого управления обоих типов претензий нет, и даже если что-либо выйдет из строя, как сам ГУР, так и рулевую рейку можно отремонтировать. Наружные наконечники рулевых тяг служат 200 тыс. км, а внутренние наконечники меняются в два раза чаще.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Тормозная система надежна и эффективна, только тормозные диски не любят резкого охлаждения. Хотя сразу же менять диски не обязательно – для начала можно попробовать проточить.

ЭЛЕКТРИКА

Электрическая часть авто также надежна, а единственные, но нечастые проблемы – выход из строя датчиков положения дроссельной заслонки и электронной педали акселератора.

ИТОГ

Даже подержанный Toyota Land Cruiser 100 будет отличной покупкой. Просторный салон, прекрасный внедорожный потенциал и проходимость, солидная внешность и надежность, а главное – престиж. Вот те основные качества, за которые «сотку» полюбили многие автомобилисты. Однако машина требует качественного и фирменного обслуживания, которое, кстати, стоит недешево, как и запчасти. Кроме того, стоит помнить и о постоянной внушительной статье расходов при посещении бензоколонки – «сотка» любит выпить.

Заголовок
Toyota Land Cruiser 100
Название статьи
Toyota Land Cruiser 100
Описание
Дебютировав в 1998 году, Land Cruiser 100 быстро завоевал популярность, став эталоном в классе люксовых внедорожников. Давайте разберемся, благодаря каким качествам ему удалось этого достичь, и как себя чувствуют подержанные «сотки».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here