С английского «Land Cruiser» можно перевести как «сухопутный крейсер», но мало кто знает, что история данной модели насчитывает более полувека, а его представители совсем не обязательно выделяются большими размерами Среди них, если пользоваться военно-морской терминологией, есть вовсе и не крейсеры, а что-то вроде эсминцев

Toyota Land Cruiser 70

Toyota Land Cruiser 70 с 1985 г.
Дебют модели Toyota Land Cruiser 80
Toyota Land Cruiser 100 с 1998 г.

ИСТОРИЯ

Дебют 70-й серии Land Cruiser состоялся в 1985 году Она пришла на смену 40-й серии, производившейся с начала 70-х. Параллольно с 70-й выпускались сначала 60-я. дебютировавшая в 1982-м, а затем и 80-я. начало продаж которой пришлось на 1990 год. Эта серия была сразу предложена в двух вариантах: облегченная версия (light), оснащавшаяся «малолитражными» моторами и пружинной подвеской, и тяжелая (heavy)- основное отличие которой — рессорная ходовая часть, более мощные двигатели и агрегаты трансмиссии. Версия light комплектовалась дизелями и турбодизелями серии L (объемом 2,5—2,8 л) и единственным бензиновым 2,4-литровым мотором с индексом 22R, развивающим 105—114 л.с

В 1990-м «легкую» версию подвергли рестайлингу. Тогда же дебютировали пятидверные модификации с увеличенной колесной базой. Помимо внешнего вида, небольшим изменениям подверглась конструкция — другими стали рычаги крепления мостов, передние амортизаторы переместились внутрь пружин. Отличить дорестайлинговые версии можно по круглым фарам. В 1993 году появились новые турбодизели серии KZ 3,0 л (125—130 л.с.). В 1996-м с конвейера сошли последние экземпляры «легкой» серии, в то время как «тяжелая» выпускается для рынка третьих стран и по сей день.

На heavy-версиях преобладают дизели серии В и Н объемом 3,5—4.2 л мощностью 90—135 л.с. и изредка встречаются бензиновые серии F объемом 4,0—4.5 л (155—212 л.с.). Наиболее распространены трехдверные варианты.

 

Герой нашего материала, Land Cruiser 70-й серии, дебютировал в 1985-м и до сих пор выпускается для рынка ряда стран третьего мира, а вот в Европе с введением экологических норм Евро 3 его продажи были прекращены.

КУЗОВ

Данная серия выпускалась в двух вариантах: облегченной (light), основное отличие которой — «легкие» двигатели и пружинная подвеска, и тяжелой (heavy), о которой ниже. Для light в 90-м году был проведен рестайлинг, результаты которого заметны по передней оптике, где круглые фары сменились квадратными. В то же время у «тяжелых» вариантов на протяжении всего периода производства они оставались круглыми.

Версии light в основном представлены в трехдверных кузовах. Наиболее распространены машины с маленькой колесной базой, их индексы — 70 и 72 («бюджетный» вариант).

Помимо «коротышек», существует удлиненная на 300 мм по базе 73-я модификация. Кроме ряда незначительных отличий — откидывающееся на капот ветровое стекло, штатный каркас безопасности — данная версия выделяется еoе съемной пластиковой крышей. В базовой комплектации все экземпляры оснащены гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, центральным замком.

ДВИГАТЕЛЬ

Что касается пятидверных кузовов (с самой большой длиной колесной базы), то их начали выпускать лишь с 1990 года. Land Cruiser Prado 78 в леворульном исполнении встречается довольно редко, и водящиеся» у нас экземпляры как и ранило оснащены 90-сильным турбодизелем (индекс 2LT) 2,5 л. Про него рассказывают много страшилок: дескать, у каждой второй машины трещины в головке блока цилиндров и прочие неприятности. Однако это самый массовый «тойотовский» дизель, применяемый на различных моделях, и, естественно, относительно его эксплуатационных особенностей накоплен очень большой объем информации, в том числе и негативной. Что касается трещин, то действительно этот двигатель (как и многие другие легковые турбодизели) склонен к их появлению, особенно в результате перегрева. Кстати, на машинах первых лет выпуска устанавливался атмосферный вариант этого 2,5-литрового мотора, обозначавшийся как 2L. мощностью 72л.с., не имевший тенденций к образованию трешин. С 1993-го начали применять 3,0-литровый 125-сильный турбодизель.

Экземпляры, им оснащенные, найти непросто, да и стоят они значительно дороже. А еще в линейке моторов присутствует единственный бензиновый двигатель 2,5 л (114 л.с.). В его системе питания у большинства машин установлен карбюратор.

В целом ресурс моторов до капремонта может соперничать с уазовским. Зато атмосферный 85-сильный дизель 2,8 л/85 л.с. (3L) — один из самых надежных «тойотовских» моторов (на остальные версии Land Caiiser он не устанавливался). Забавно, но при всей своей «пустоте» и утилитарности 72-е иногда бывают с кондиционером. Очень редко можно встретить «бюджетный» пятидверный вариант — это 79-я модификация.

Heavy «семидеситки» отличаются рессорной подвеской, более массивными мостами, коробками передач и иной рамой, кроме того, их снаряженная масса процентов на 20 превышает этот же показатели light-версий. На нашем вторичном рынке в основном предлагают трехдверные кузова, том числе 73-ю серию с съемной крышей (в некоторых комплектациях обозначающуюся как 74-я). Также трехдверный, но самый длинный кузов (и открытый пикап, и цельнометаллический с крышей у 75-й версии, которая широко используется в международных организациях таких, как «Врачи мира» \ «Красный Крест».

Самый распространенный могор на этих модификациях — 90-сильньм дизель объемом 3,4 л (ЗВ с турбонаддувом, развиваюший 120 л.с. С 1990 год: встречаются экземпляры оснащенные 4,2-литровы ми дизелями, мощностью 135 л.с. (1HZ, который уста на вливался на Land Cruiser 70-й серии) и его 3,5-литровой 115-сильной версией (1PZ). Для рынка третьих стран, помимо уже перечисленных двигателей, предлагались машины, оснащенные еще и бензиновыми моторами объемом 4—4,5 литра. Ресурс двигателей для тяжелых версий — 500—700 тыс. км, что достигается прежде всего за счет их «ненагруженности».

ПОДВЕСКА

Некоторые из автомобилей, выпущенных после 1990 гола, имеют переднюю пружинную и заднюю рессорную подвески, хотя большинство из них — полностью рессорные. Просто и надежно. Все 70-е Cruiser имеют трансмиссию типа part-time (время от времени), где постоянно ведущим является задний мост, а передний подключается жестко вручную (межосевой дифференциал отсутствует). В раздаточной коробке есть понижающая передача. У любых версий подвеска передних и задних колее зависимая, с мощными балками неразрезных мостов. Надежность и ресурс подвески и трансмиссии очень высоки, и даже при тяжелой внедорожной эксплуатации они не требуют ремонта длительное время.

Главное — не забывать вовремя обновлять смазку в карданных валах, поворотных кулаках переднего моста и подшипниках ступиц, а также менять трансмиссионное масло. Механические блокировки межколесных дифференциалов применялись лишь на «тяжелых» версиях, но встречаются редко и если есть, то две сразу — на оба моста. Электрические блокировки устанавливались только в задний мост и встречаются (нечасто) в основном у праворульных «японцев» с пружинной подвеской. В заднем мосту у большинства экземпляров (кроме 72-й серии) стоит дифференциал повышенного трения (LSD).

Механическими лебедками штатно комплектовались лишь небольшое количество «семидесятой», электрические же лебедки чаще всего встречаются на «бюджетных» вариантах.

По поведению на дороге наш герой — классический внедорожник с присушим этому типу характером, обусловленным высоким расположением центра тяжести и зависимой подвеской. Но если управлять машиной с учетом этих особенностей, то неприятностей ждать не придется.

В целом это надежная модель, и все ее поломки связаны с тем, что уверовав в прочность своего «копя», хозяева перестают уделять ему хоть какое-то внимание.

Плюсы и минусы:

+ простота конструкции, отличная проходимость, огромный ресурс агрегатов (особенно у тяжелых версий)

– турбодизель 2U плохо переносит перегрев, посредственная управляемость (короткобазная версия), проблемы с поиском специфических запчастей