Федеральная автомобильная дорога Р-258 «Байкал» (до 1 января 2018 года — также М-55) — автомобильная дорога федерального значения Иркутск — Улан-Удэ — Чита, проходящая по территории Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края.
Автодорога P-258 «Байкал» (до 1 января 2018 года допускается использование старого учетного номера M-55) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Иркутске, проходит через Улан-Удэ и заканчивается в городе Чита Забайкальского края. Является составной частью азиатского маршрута АН6.
Общая протяженность дороги — 1113 км.
Стационарные посты ГАИ находятся в городе Слюдянка на 106 км и в селе Тарбагатай на 608 км трассы.
От города Шелехов до села Култук имеется участок серпантина, в непогоду рекомендуется проявить максимальную осторожность при проезде данного отрезка. В солнечные, ясные дни открывается великолепный вид на Байкал. Инфраструктура на трассе развита средне, трафик умеренный.
КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС
2 полосы для движения, по одной в каждую сторону.
СОСТОЯНИЕ
От Иркутска до Мишихи асфальт среднего качества, далее на протяжении 10 км дорожное полотно в очень плохом состоянии, затем до Улан-Удэ трасса в удовлетворительном состоянии, рекомендуется сохранять внимательность. От Улан-Удэ до Читы — хороший ровный асфальт, исключение составляет разбитый участок в районе города Хилок.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
г. Иркутск — Иркутский областной краеведческий музей (1782 г.), ледокол-музей «Ангара», Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва (1936 г.), музей истории города Иркутска, историко-мемориальный музей декабристов (1970 г.);
г. Улан-Удэ — этнографический музей народов Забайкалья (1973 г.), Музей природы Бурятии, Музей истории Бурятии (1923 г.), Одигитриевский собор (1741–1785 гг.).
Трасса является продолжением на восток автодороги Р-255 «Сибирь» (М-53), вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6. Протяжённость автодороги составляет около 1100 километров.
От магистрали «Байкал» отходят федеральные автодороги на Монголию — А-333 (Тункинский тракт) в Култуке и А-340 (Кяхтинский тракт) близ Улан-Удэ.
В 2010 году полностью введена в эксплуатацию объездная автодорога, соединившая магистрали Р-255 и Р-258 к западу от городов Иркутск и Шелехов, и значительно сократившая время пути.
- На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебёночным покрытием).
- Климат по трассе резко континентальный, с длительной холодной зимой (средняя температура января −24 С° и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 С°).
- Дорога пересекает значительные реки — Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).
- Мосты имеют грузоподъемность 60 и более тонн.
- Ряд участков дороги является опасными для движения и требуют особого внимания водителя
- с крутыми спусками и подъёмами — 34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 95-100 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км;
- с крутыми поворотами — 15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 99-101 км, 105 км, 276 км, 347 км, 498 км, 703 км);
- с ограниченной видимостью — 100 км, 400 км, 1055 км).
- Данные сервисного обслуживания
- пункты медицинской помощи: 19 км, 110 км, 146 км, 279 км, 362 км, 447 км, 559 км, 589 км, 604 км, 652 км, 670 км, 677 км, 904 км, 961 км.
- посты ГИБДД: 105 км, 372 км, 443 км, 556 км, 655 км, 794 км.
- пункты питания расположены в среднем через 40—50 км; наиболее многочисленны — в Култуке, Утулике, Байкальске, в районе Кабанска, в Улан-Удэ.
Техническая характеристика
- Техническая категория — III и, в основном IV; характеризуется сложным рельефом в плане дороги; многочисленные участки, не соответствующие IV категории, как правило, это крутые негабаритные повороты, затяжные крутые спуски, закрытая горизонтальная и вертикальная видимости;
- Ширина проезжей части — 7 м;
- Ширина земляного полотна — 12 м;
- Расчётная интенсивность движения — 6 511 автомобилей в сутки;
- Расчётная скорость движения — 90 км/час; имеются многочисленные протяжённые участки с ограничениями скорости, в основном 50 и 40 км/ч.
- Количество полос движения — две;
- Тип покрытия — усовершенствованный облегчённый;
История
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878—301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР Вооружённых Сил СССР, которые были размещены в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск — Чита. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно на эти цели один раз в год Советом Министров РСФСР. Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:
- Байкальск — Посольская, протяжённостью 204,3 км;
- Мухоршибирь — Глинка, протяжённостью 178,5 км;
- река Блудная — Черемхово, протяжённостью 223,5 км;
Всего на дороге Иркутск — Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).
Было построено:
- 103 капитальных моста;
- 480 водопропускных труб;
- 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги;
- 8 автозаправочных станций;
- 3 автобусных вокзала;
- 2 станции технического обслуживания автомобилей и дорожных машин.
По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство автодороги «Чита — Хабаровск» (М58).
Работы по строительству и реконструкции автодороги «Иркутск — Чита» в основном были закончены в 1981 году.
Особенности автодороги
- 296 мостов.
- Платных участков на автодороге нет, тоннелей нет.
- Встречаются участки дорожного покрытия, имеющие необычный красный оттенок.
Интересные факты
- При реконструкции и строительстве автодороги «Иркутск — Чита» (1970—1981 годы) на участке река Блудная — Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов, с закладкой до 400 тонн взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв.
- Автодорога является, наряду с трассой Р255 (М53), единственной автомобильной дорогой, которая связывает центр России с Сибирью и Дальним Востоком.