ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, I поколение слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Несмотря на свой почтенный возраст, переднеприводные модели семейства ВАЗ-2108/09/099 все еще пользуются спросом у тех отечественных автомобилистов, которым необходимо недорогое и неприхотливое транспортное средство.

ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, 1 поколение зубил, I

История
1984 Выпущена первая переднеприводная модель ВАЗа — 3-дверный хэтчбек ВАЗ 2108
1987 Старт 5-дверного хэтчбека ВАЗ 2109
1988 Новый мотор объемом 1.5 л (ВАЗ-21093)
1986 Дебют двигателя объемом 1.1 л. Небольшой рестайлинг передней части (новая радиаторная решетка, длинные крылья)
1990 ВАЗ 21099 с кузовом седан
1993 Высокая» панель приборов
1996 В Финляндии начато производство Lada Samara Baltic
1996 Прекращен выпуск Lada Samara Baltic
1997 Второе поколение Lada Samara (ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115)
1999 Новый интерьер ВАЗ-21099 (21099-04)
2000 ВАЗ-2115 — модернизация автомобиля ВАЗ 21099. Выпуск ВАЗ 2109 и 21099 налажен в Украине (Луцк)
2002 ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателем
2006 прекращение производства

Семейство первых переднеприводных ВАЗов представлено тремя модификациями:

  • 3-дверным хэтчбеком (ВАЗ-2108)
  • 5-дверным хэтчбеком (ВАЗ-2109)
  • 4-дверным седаном (ВАЗ-21099)

За угловатые формы кузова машина получила меткое прозвище — «зубило». Нередко ржавеет крышка багажника хэтчбеков, колесные арки особенно задние, днище под ногами водителя и переднего пассажира, также колесные ниши в багажном отделении. Лучше отказаться от покупки экземпляров, выпущенных в 1994 году, так как они особо подвержены коррозии (иногда краска наносилась прямо на незагрунтованный кузов). У «восьмерки» рекомендуется также проверить состояние петель водительской двери — со временем они изнашиваются, из-за чего дверь провисает и плохо закрывается.

САЛОН

Качество отделочных материалов салона невысокое. Пластиковая отделка салона со временем начинает назойливо скрипеть даже на новых автомобилях. Нередко отламываются рычажки регулировки зеркал заднего вида, управления системой вентиляции и отопления, а также не держится приклеенное к ветровому стеклу внутрисалонное зеркало заднего вида. Передние сиденья имеют два характерных недостатка — часто ломающиеся каркас спинки и механизм регулировки угла ее наклона.

Приборная панель может быть трех типов — так называемая «низкая» без тахометра, на автомобилях выпущенных до 1993 года, «высокая» — после модернизации уже оснащенная тахометром, и финская, устанавливаемая на Samara Baltic.

Размер багажных отделений — средний по сравнению с конкурентами и у них большая погрузочная высота.

ДВИГАТЕЛЬ

Путевку в жизнь «вазовским» моторам дала известная компания Porsche, принимавшая участие в их разработке. Чаще всего на вторичном рынке встречаются автомобили. оснащенные моторами объемом 1,3 и 1,5 л. Эти агрегаты отличаются не слишком долговечными уплотнениями — в них нередко подтекает масло из-под переднего и заднего сальников коленвала, прокладки крышки клапанов и картера. Система охлаждения грешит выходом из строя термостата и датчика включения электровентилятора. Дополни-тельные проблемы может создавать блок предохранителей, рас-положенный в моторном отсеке, — отмечены случаи отказов электро-оборудования из-за окисления контактов в блоке. Да и вообще, на старых машинах система электрооборудования работает нестабильно — вроде бы все детали исправны, но при этом постоянно что-то отказывает. Впрочем, для устранения таких неполадок чаще всего достаточно «пошевелить» контакты. Источники хлопот на старых машинах — коммутатор и датчик Холла. В системе питания, оснащенной карбюраторами, из-за качества нашего бензина часто засоряются топливные жиклеры, что приводит к неустойчивой работе двигателя. Инжекторные версии сложно обслужить на периферии.

ТРАНСМИССИЯ

Большинство автомобилей агрегатировались 5-ступенчатыми механическими КП (только ранние версии оснащались 4-ступенчатои «механикой»). Нередко масло подтекает из-под негерметичных сальников полуосей. Вследствие небольшого уровня масла может выйти из строя 5-я передача. Кроме того, частенько «хрустит» и синхронизатор 2-й передачи. Механический привод сцепления не отличается особой «живучестью» (трос может отказать через 50-60 тыс. км). Выжимной подшипник начинает гудеть уже на рубеже 100 тыс. км.

ПОДВЕСКА

Подвеска достаточно энергоемкая. Раньше всего на наших дорогах изнашиваются амортизаторы (способны продержаться 50-70 тыс. км). Частенько выходят из строя ступичные подшипники, а вот заводские ШРУСы служат долго, правда, при условии, что пыльники целы. Хорошо «ходят» и шаровые опоры (до 100 тыс. км). В задней подвеске часто проседают пружины.

РУЛЕВОЕ

Слабое место рулевого — пластиковая втулка рейки. О ее неисправности сообщит характерный стук при проезде неровностей. В тормозной системе старых автомобилей отмечен выход из строя вакуумного усилителя и задних тормозных цилиндров барабанных тормозов.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

+ Низкая стоимость обслуживания и высокая ремонтопригодность. Приемистые и экономичные двигатели. Выбор комплектации салона. Энергоемкая подвеска

— Невысокое качество запчастей. Плохая антикоррозионная защита. Частая потребность в ремонте. Некачественная отделка салона. Течи масла через сальники двигателя и полуосей. Проблемы с КП и тормозами. Ненадежное электрооборудование