Выбор моторного масла

Моторное масло влияет на долговечность двигателя, возможность эксплуатации автомобиля в различных климатических условиях и даже на расход горючего. Какими же критериями руководствоваться при его выборе?

vybor-motornogo-masla

  • Чтобы выбрать моторное масло, необходимо как минимум знать тип двигателя (бензиновый или дизельный) и год выпуска автомобиля (двигателя). Информацию о емкости картера двигателя и маслах, рекомендованных к применению, можно получить из руководства по эксплуатации автомобиля. Обычно там указывается класс масла по нескольким классификациям, а иногда даже рекомендуются марки масел. Если вы хотите купить масло, не на¬званное в руководстве по эксплуатации. сначала уточните в сервисном центре, допустимо ли его применение в вашем случае, так как иногда гарантия на автомобиль сохраняется только при использовании строго определенных масел.
  • Выбирая масла для автомобилей без руководства по эксплуатации, целесообразно использовать классификацию SAE (Society of Automotive Engineers — американская Ассоциация автомобильных инженеров) по вязкостно-температурным свойствам и API (American Petroleum Institute — Американский институт нефтепродуктов) — по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств. Эти классификации просты и понятны даже для неспециалистов.

vybor-motornogo-masla

  • Зная, какие морозы не исключены в вашей местности зимой и насколько жарко бывает летом, выберете по предлагаемой диаграмме масло, которое обеспечивает нормальную работу двигателя в требуемом диапазоне температур. В настоящее время большинство предлагаемых масел — всесезонные, для которых вязкость по SAE обозначается, например, следующим образом: 15W-40. В этом сочетании первая цифра перед буквой W — это показатель низкотемпературной вязкости. вторая — высокотемпературной. Из-за особенностей конструкции двигателей для разных моделей температурный диапазон применения одного и того же масла может незначительно (3-5°С) отличаться.
  • В из ношенных двигателях лучше использовать масла повышенной вязкости (например, летом 20W-50 вместо 15W-40). В то же время зимой лучше иметь определенный запас по вязкости (рассчитывать не на минимально возможную температуру, а на 5 градусов ниже). В таком случае снизятся нагрузки на стартер и аккумуляторную батарею и масло к трущимся деталям поступит с первых оборотов стартера.

vybor-motornogo-masla

  • Учитывая год выпуска вашего автомобиля и применяемое топливо (бензин или дизель), с помощью таблицы выбираем класс масла по API. В основном все моторные масла универсальны: могут применяться и в бензиновых, и в дизельных двигателях. Рассмотрим в качестве примера маркировку API SG/CD. Буква G после S говорит об уровне эксплуатационных свойств для бензинового двигателя (S — Service), a D после С — для дизельного двигателя (С — Commercial). Обратите внимание на последовательность букв. Например. SG/CD — масло скорее бензиновое. чем дизельное, a CD/SG — скорее дизельное, чем бензиновое.
  • Уровень эксплуатационных свойств (класс масла), который часто называют показателем качества, отражает соответствие данного масла конкретному двигателю. При разработке новых моторов конструкторы могут применять новые материалы, изменять (обычно уменьшать) зазоры между деталями, менять температурный режим и т. п. Для нормальной работы двигателей могут потребоваться масла со специфическими характеристиками. Не исключено, что масло нерекомендованного типа не сможет соответствовать требованиям конструкторов агрегата, в результате его ресурс уменьшится. Допустимо использование масла с более высоким уровнем эксплуатационных свойств, но ни в коем случае не наоборот (например, масло API SG/CD вместо API SF/CC использовать можно, наоборот — нельзя).

  • Кроме упомянутых уже обозначений на канистре могут быть маркировки и по классификациям АСЕА. ССМС. ILSAC и JASO. Обозначения на канистре — МВ 226.0. VW 500.0. Volvo VDS. Porsche и другие, состоящие из названия фирмы-автопроизводителя и цифр, свидетельствуют о том, что данный изготовитель автомобилей провел испытания масла по собственным программам и допускает его применение в двигателях своих машин.
  • Наличие символов ECI и ECII в обозначении масла информирует о том. что это энергосберегающий продукт, который должен обеспечивать экономию топлива на 1.5% и 2.5% соответственно. Эти масла действительно способствуют уменьшению механических потерь в двигателе, но в основном за счет меньшей вязкости при высоких температурах. Их можно применять только в определенных двигателях, завод-изготовитель всегда дает об этом информацию! Дело в том. что такие масла, как правило, имеют вязкость по SAE 0W-30 или 5W-30. При высоких температурах и значительной нагрузке она может быть недостаточной для надежной защиты трущихся поверхностей. Результатом будет повышенный износ деталей.

Минеральное или синтетическое

  • Сейчас многие производители могут обеспечить одинаковое качество и одинаковый температурный диапазон масел с минеральной, полусинтетической и синтетической основой (например, масла с вязкостью 10W-40 по SAE). Но на большинстве канистр информацию об основе найти невозможно. В некоторых странах масло называют синтетическим, если в его составе более 35% синтетических компонентов, другие к таковым относят масла, в которых таких компонентов более 50%. Поэтому основополагающими должны быть требования к вязкости (по SAE) и уровню эксплуатационных свойств (по API или АСЕА), определенные заводом — производителем автомобиля.

Последствия ошибок

  • Если в изношенный двигатель залить масло с небольшой вязкостью, при нагреве двигателя упадет давление масла, не будет надежного разделения трущихся деталей, а это вызовет их повышенный износ и даже ускоренный выход двигателя из строя. Изношенные плунжеры гидрокомпенсаторов и гидронатяжителей цепей будут пропускают масло, что приводит к ударным нагрузкам в газораспределительном механизме. Внешне это заметно по увеличению шумности — стучат клапаны.
  • Масло с небольшой вязкостью также более склонно к утечкам. На старых двигателях (особенно с устаревшей конструкцией уплотнений) к утечкам может привести использование масел с повышенными моющими свойствами (например, синтетических). Это связано с вымыванием частиц грязи в микротрещинах на рабочих кромках сальников.
  • Слишком вязкое масло создает дополнительные проблемы зимой. При запуске двигателя увеличенное со-противление вращению коленвала приводит к значительным нагрузкам на стартер и аккумуляторную батарею. Если мотор все же удается запустить. требуется определенный срок, пока маслонасос прокачает вязкое масло по каналам системы смазки. В это время детали будут испытывать масляное голодание, что отнюдь не способствует их долговечности.

vybor-motornogo-masla

Другие классификации

  • Европейская классификация АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей), которая предъявляет более жесткие. чем API. требования к моторным маслам, принята в Европе в 1995 г. взамен существовавшей ранее ССМС. Она содер¬жит 12 классов и разделяет масло по трем категориям: А/В — бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, С — двигатели с катализаторами. Е — мощные дизельные двигатели грузовых автомобилей. Пример обозначения — АСЕА А5/В5 (чем больше цифра, тем выше уровень качества).
  • Классификация ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) составлена Международным комитетом по стандартизации и одобрению смазочных материалов, который был создан американской и японской ассоциациями производителей автомобилей От имени этого комитета издаются стандарты качества масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Категории ILSAC (GF-1. GF-2. GF-3) соответствуют требованиям к качеству масел категорий API SH. SJ и SL соответственно. Для каждой предусмотрены свои классы вязкости. Пример обозначения — ILSAC GF-3.
  • Классификация JASO (Japanese Automobile Standarts Organization) японская организация автомобильных стандартов приняла решение о создании собственной спецификации моторных масел для дизельных двигателей японского производства JASO DX-1. Это связано с тем. что сегодня ни одна из спецификаций API не учитывает ужесточающиеся требования к качеству моторных масел для японских дизельных двигателей с низким уровнем токсичности отработавших газов.
  • Классификация по ГОСТ 17479.1-85 бывшего СССР используется только производителями в СНГ. а в редакции 1999 г. — в России. Объединяет характеристики вязкости, качества и применяемость по типу двигателя. Чаще всего крупные производители в дополнение указывают класс вязкости по SAE и уровень качества по API. Пример обозначения — М-6з/12Е1.