Yamaha MT-10 слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Рецепт Yamaha MT-10 не совсем новый. За основу взяли самый спортивный «Риттер», демонтировали большую часть лицевых панелей, изменили эргономику «креветки» по вертикали и получили очень мощный Nike. Но насколько он надежен?

yamaha-mt-10

История.

Всего через год после выпуска модели YZF-R1 2015 года Yamaha создала на ее основе MT-10 (FZ-10 в США). И это был не только смелый дизайн, но и максимально приближенный к своему предку по «стали». Насколько это было возможно, конечно: 998-кубовый рядный «четырехцилиндровик» CP4 получил новую головку блока с другими шатунами, поршнями в «перекрестной» компоновке и коленвалом с увеличенной на 40% инерцией вращающейся массы. Степень сжатия была снижена с 13:1 до 12:1, диаметр впускных клапанов уменьшен на 2 мм, количество форсунок сокращено до одной на цилиндр, выхлопная система изготовлена из более бюджетной «нержавейки», а заслонка EXUP теперь открывается при 5000 об/мин вместо 7000 об/мин. В результате этих мер мощность, конечно, снизилась с 200 л.с. до 160 л.с., но пик крутящего момента сместился в более требовательную «гражданскую» среднюю полосу.

Учитывая, что число зубьев ведомой шестерни увеличено с 41 до 43, а колесная база составляет скромные 1400 мм, на бумаге эти характеристики обещали быть «душевными». Шасси было изменено на 60% (например, стальной подрамник для большей грузоподъемности), но полностью регулируемая подвеска Kayaba и радиальные тормозные суппорты были сохранены. Все устройства управления остались «10», включая «электронный дроссель», трекшн-контроль, селективную карту впрыска, круиз-контроль и ABS.

Но сильное влияние MT-10 проявилось не только в его характерном двигателе, но и в эргономичном водительском месте с широким рулем, низкой подножкой и глубоким сиденьем. Yamahoff также предлагал множество туристических аксессуаров для этой модели, таких как мягкие боковые сумки, удобное седло, высокое ветровое стекло, подогрев руля, крепления для навигатора и дефлекторы на руль. А буквально через год они сделали логичный шаг — представили MT-10 Tourer Edition для европейского рынка.

В том же 2017 году появилась «горячая» версия MT-10 SP с адаптивной подвеской Öhlins ERS и цветными TFT-панелями YZF-R1M, пополнившая линейку гиперголых мотоциклов Yamaha.

Почему?

Как бы странно это ни звучало, но главное достоинство MT-10 — это его комфорт». Несмотря на навязанный образ «темного властелина Японии», MT-10 резко сопротивляется тому, чтобы от него требовали большего, чем просто добраться из точки А в точку Б. Сидя в удобном низком седле и держась за широкий и высокий руль, мотоцикл доставляет истинное удовольствие от управления. Всепоглощающая подвеска поглощает обломки тротуара, которые выпадают вместе со снегом. Звуки «фальш» и «четыре» ласкают слух, нежный напор «бодрого пони» 160-й и насыщенный «басовый» звук радуют разум; плавный взлет с 8000 об/мин также соответствует общему расслабленному образу, пока четвертая передача не отрывает переднее колесо от асфальта и не превращает мотоцикл в виртуозную машину. Это турер, а не стритфайтер.

Yamaha любит плавность, точность и постоянство в управлении. А не резкость или агрессию. Это особенно заметно на гоночном треке.

Рулевая колонка имеет тот же 24-градусный наклон, вилки на те же 102 мм длиннее, а колесная база всего на 5 мм длиннее. На гоночной трассе он не пытается крениться в поворотах, подвеска неловко раскачивается и упрямо ведет себя при переключении передач. Попытки сгладить неряшливость регулировкой сжатия и отбоя вилки и моноамортизаторов частично помогают (MT-10, по крайней мере, перестает крениться в каждом повороте и крутиться на выходе), но не искореняют болезнь полностью. Кроме того, трекшн-контроль, который из-за урезания бюджета лишен инерционного блока IMU (учитывающего моменты вокруг всех трех осей), успевает напугать неопытного гонщика глубоким заносом, прежде чем переключиться на работу на самом либеральном первом уровне.

Выбор.

Если о двигателях YZF-R1 2015 года владельцы рассказывают разные ужасы (внезапно обнаруживая пропилы на внутренней поверхности картера, проскальзывание шестерен на второй передаче, гниющие вкладыши и даже сломанные о шатунные шейки коленчатые валы), то о надежности идентичных двигателей можно только догадываться. Что касается надежности практически идентичного агрегата, МТ-10, то здесь полная тишина. Напряженная и не всегда линейная реакция на дроссельную заслонку (улучшается перепрошивкой «мозгов» или установкой дополнительного модуля Power Commander с соответствующими картами), повышенный аппетит (не менее 8-9 ’95 на 100 литров), боковой Кто-то может пожаловаться на хрупкую крышку (защита обязательна), но это все. Созданный для гонок, CP4″4″ работает в более мягком режиме на Neocd.

Иногда двигатель прекрасно работает на месте, но при движении, особенно при внезапном «включении» или подъеме в гору, он вдруг спотыкается, как будто в камеру сгорания не поступает бензин. Чаще всего это связано с засорившимся фильтром или перегибом топливопровода, но иногда не работает топливный насос (такой же, как на YZF-R1 и YZF-R6).

Много жалоб поступает и на тормоза. Точнее, на отсутствие обратной связи и плохую устойчивость к перегреву. Если выбрать «пост-легальные» колодки (например, Brembo SA (возможно, SC) или Carbon Lorraine XBK5 со спеканием для дорожного использования), то можно немного улучшить сцепление. Однако, если вы избегаете трека, не стоит выбирать гоночный состав. Более эффективным решением будет замена главного тормозного цилиндра на радиальный Brembo типа 19RCS Corsa Corta или аналогичный блок на YZF-R1.

Демпфирование подвески подобрано на удивление удачно. Во всяком случае, для «гражданской» жизни. Но если вы хотите большего, то имеет смысл начать с замены пружин вилки (стандартные слишком мягкие) и амортизационной жидкости. При необходимости на YZF-R1 можно установить регулируемый по длине амортизатор моношок (соответственно, изменится высота задней части и геометрия мотоцикла), но перед этим стоит обратиться к специалистам по подвеске, чтобы они подобрали подходящий амортизатор для меняющихся условий. Стоит попросить их сделать это за вас.

Тюнинг.

Мягкие сумки и жесткие сумки, фрезерованные кронштейны и подножки, крепления для навигатора и рамки для номерного знака с водяными знаками, слайдеры и защитные кожухи крышки двигателя, защита ветрового стекла и руля, «решетка» радиатора и высокие больстеры, удобное седло и титановый «лектоток» Akrapovic, и т. д. Все не то. При этом различные компании всегда готовы удовлетворить любой каприз. Не бесплатно, конечно.

Где их искать?

Везде. Причем предложений хватает как от частных продавцов, которые покупают свои мотоциклы новыми у официальных дилеров, так и от серых импортеров, которые привозят подержанную продукцию из Японии (аукционы BDS, AUCNET, JBA, Arai) или Северной Америки (аукцион NPA).