Западный скоростной диаметр (ЗСД) — внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге.
Траектория прохождения трассы
Автодорога протяжённостью 46,6 км, из которых 55 % составляют искусственные сооружения (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели). Ширина — 4-8 полос (6 км четырёхполосная, 18 км шестиполосная, 22 км восьмиполосная дорога).
- Трасса проходит вдоль выходящей на Финский залив западной части Санкт-Петербурга и связывает Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автомобильной дорогой Санкт-Петербурга и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России.
- Маршрут магистрали проходит от Белоострова на севере города до станции Предпортовая на юге, где соединяется с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД). К ЗСД подключена частично построенная магистраль непрерывного движения «Транспортный обход центра» — на Гутуевском острове (юг) и на Приморском проспекте (север).
- Условно ЗСД делится на три участка — южный, центральный и северный. Расчётная интенсивность движения по автомагистрали на 2025 год: 129—144 тысяч автомобилей в сутки на южном участке, 109—131 тысяч — на центральном участке и 60-80 тысяч до КАД и 30-40 тысяч до «Скандинавского шоссе» — на северном участке.
Южный участок
Длина 8,7 км + 2,5 км — подключение 3—4-го районов Морского порта (Автомобильная ул.) и 1,3 км — подключение 1—2-го районов Морского порта, Петролеспорта (наб. р. Екатерингофки). Основная часть южного участка проходит параллельно с железнодорожными путями. Приблизительно 90 % южного отрезка автомагистрали идёт по искусственным надземным сооружениям — эстакадам и мостам. Генеральными подрядчиками строительства 1—2-й очередей строительства были Мостостроительный отряд № 19, Пилон и Генеральная строительная корпорация. Данный участок построен и эксплуатируется в полном режиме с октября 2012 года.
Центральный участок
Протяжённость 11,7 км, количество полос 8. Участок соединяет Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами и проходит от границ Морского порта до Приморского проспекта. В составе ЗСД на Центральном участке сооружены три моста, одна транспортная развязка и один транспортный туннель. Восьмиполосная дорога имеет по четыре полосы в каждом направлении движения. Основные сооружения Центрального участка ЗСД:
Двухъярусный мост через Морской канал (длина 759 м, центральный пролёт 168 м, подмостовой габарит 52 м). Мост представляет собой семипролетную ферму с двухуровневым расположением проезда, общей длиной более километра. Уникальность технологии монтажа состояла в осуществлении надвижки двухъярусной неразрезной фермы на кривой в плане и в профиле, и на большом уклоне с конвейерно-тыловой сборкой на стапеле из отдельных пространственных блоков. Общая масса надвигаемых конструкций достигала 20000 тонн.
- Мост вокруг острова Белый (~2 км)
- Мост подхода (~800 м)
Вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе (длина 620 м, центральный пролёт 320 м, подмостовой габарит 35 м, высота пилонов 124 м), протяжённость 620 м. Схема: 15+320+150. Это единственный в мире вантовый мост с наклонными пилонами, которые создают образ разводных мостов — символов Санкт-Петербурга.
- Мост подхода (~300 м)
- Путепроводы (~1.5 км)
Туннель длиной 400 м, проложенный открытым способом под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м)
Развязка на пересечении с набережной Макарова
- Эстакада (~200 м)
- Мостовой переход (~2 км)
Вантовый мост через Петровский фарватер (устье Малой Невы и Малой Невки) (длина 600 м, центральный пролёт 240 м, подмостовой габарит 25 м, высота пилонов 125 м) Пилоны моста через Петровский фарватер размещены в центре разделительной полосы проезжей части, а ванты расходятся в разных плоскостях — такое переплетение вантов придаёт мосту оригинальный воздушный облик.
- Эстакада (~200 м)
Северный участок
Автомагистраль I-й категории протяжённостью 26,4 км от Приморского проспекта до Скандинавского шоссе в районе Белоострова, имеющая три полосы для движения транспорта в каждом направлении (самый удалённый от города последний участок имеет две полосы в каждую сторону). 80 % северного участка наземные, а остальные на мостах и путепроводах. В составе магистрали предполагалось сооружение одного тоннеля и постройка 72 инженерных сооружений, среди которых — мосты, путепроводы и транспортные развязки.
После введения платного проезда в мае 2014 года на северном участке скоростной дороги стали образовываться регулярные пробки в районе пунктов оплаты. Часть специалистов объясняет это тем, что водители ещё не привыкли правильно пользоваться пунктами оплаты, но есть и другая точка зрения, согласно которой причиной пробок являются ошибки проектирования магистрали.
Базовые тарифы на проезд по Западному скоростному диаметру
Указана стоимость одной поездки
Базовые тарифы действуют с 00:00 21.10.2017:
При оплате наличными, банковскими картами и БСК для разовых пользователей ЗСД, оплачивающих проезд не транспондерами, вводятся пять тарифных зон и устанавливается базовый тариф. Стоимость проезда каждой из тарифных зон составляет 100 руб. для транспортного средства 1 класса. Устанавливаемый тариф действует круглосуточно. Базовый тариф «Ночь» отменяется. С началом платной эксплуатации Центрального участка оплата проезда транспондером становится ещё более выгодной за счёт точной тарификации маршрута благодаря системе Flow+:
Номер тарифной зоны | Описание тарифной зоны | Класс транспортного средства | |||
---|---|---|---|---|---|
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | КАД (ЮГ; «Развязка трёх магистралей») — Благодатная улица | 100 | 150 | 200 | |
2 | Благодатная улица — набережная Макарова | 100 | 100 | 150 | 200 |
3 | набережная Макарова — перспективная развязка с Шуваловским проспектом | 100 | 100 | 150 | 200 |
4 | Шуваловский проспект — КАД (Север; развязка с Горским и Левашовским шоссе) | 100 | 100 | 150 | 200 |
5 | КАД (Север) — Е-18 «Скандинавия» | 100 | 100 | 150 | 200 |
1+2+3+4+5 | КАД (Юг) — Е-18 «Скандинавия» | 500 | 500 | 750 | 1000 |
При оплате проезда транспондером (более 80 % пользователей ЗСД) продолжает действовать система платности Flow+, стоимость поездки пользователя определяется, исходя из маршрута, который он проехал по ЗСД. С началом платной эксплуатации Центрального участка маршруты по нему также тарифицируются. Для пользователей транспондеров устанавливается ночной базовый тариф «Транспондер»: при поездках в период 00:00—05:59, стоимость проезда ниже чем днём на 50 %. Поездки с транспондером существенно дешевле, чем при оплате наличными или банковской картой.
Например, при оплате наличными поездка от развязки с КАД (Север) до Богатырского проспекта, Приморского проспекта или набережной Макарова стоит одинаково — 120 р. (тарифная зона 3 и тарифная зона 4; пример приведён для транспортного средства 1 класса). На указанных съездах нет барьерных пунктов оплаты, поэтому определить, где пользователь, оплачивающий наличными, завершит поездку по ЗСД невозможно. Система Flow+ позволяет точно определить маршрут:
КАД (Север) — Богатырский проспект = 53 руб.;
КАД (Север) — Приморский проспект = 65,8 руб.;
КАД (Север) — набережная Макарова = 102 руб.
С 1 октября 2017 года была отменены абонентская плата за использование транспондера. Впервые в российской практике эксплуатации платных дорог введены тарифные опции, в том числе безлимитный проезд на 30 дней. Для легковых автомобилей (1 и 2 класс транспортных средств) стоимость безлимитной опции на 30 дней составляет 5000 рублей, для грузовых автомобилей (3 и 4 класс) — 15 000 рублей.
История
- Строительство официально началось в декабре 2005 года.
- Первый участок, обеспечивающий подключение 3-го и 4-го районов морского порта и проспекта Стачек, был открыт 30 октября 2008 года.
- 14 октября 2010 года состоялось открытие движения до транспортной развязки с Благодатной улицей.
- 10 октября 2012 года было открыто движение по всему южному участку ЗСД до набережной реки Екатерингофки.
- 2 августа 2013 года открыто движение по северному участку от Приморского проспекта до трассы Скандинавия.
- 4 декабря 2016 года открыли движение на последнем (центральном) участке и на всём ЗСД.