Транскавказская магистраль (Транскам; ТрансКАМ; ТКМ) — одна из федеральных автомобильных дорог, связывающих Россию с Закавказьем, а именно с Республикой Южная Осетия. Начинается от города Алагира, идет по Алагирскому ущелью берегом реки Ардон, затем вдоль рек Нардон и Закка. Далее, пройдя через Рокский тоннель под Главным Кавказским хребтом в районе Рокского перевала, трасса выходит в Южную Осетию, спускаясь по берегам рек Сбадон, Эрманидон и Большая Лиахви к южноосетинскому городу Цхинвал и затем уходит в Грузию к городу Гори. 

transkavkazskaya-avtomagistral-a164

Иногда в состав Транскама включают участок Военно-Осетинской дороги от Владикавказа до Алагира.

Российская часть Транскама официально называется Р297, с 2018 года будет именоваться А164 (согласно постановлению 928). Ранее номер А164 носила автодорога Култук — Монды в республике Бурятия (теперь А333). Общая протяженность Транскама 164 км (российская часть трассы (от Алагира до границы с Южной Осетией) имеет протяженность около 97 км, от южного портала Рокского тоннеля до Цхинвала порядка 33 км, от Цхинвала до Гори 32 км.

Большая часть Транскама проходит по высокогорью. Дорога считается круглогодичной, однако в период с ноября по май движение транспорта по магистрали ограничено в связи с регулярными сходами лавин, селевых потоков, камнепадов.

На российской территории (Алагирский район Северной Осетии) дорогу обслуживает федеральное казенное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Северный Кавказ»). На территории Южной Осетии (Дзауский и Цхинвальский районы) дорога обслуживается южно-осетинскими дорожными службами.

Значение дороги

Транскам — единственная круглогодичная дорога, соединяющая Северную Осетию с Южной Осетией, а также самый короткий путь из европейской части России в Закавказье, Турцию и Иран. По Транскаму до 2003 года также осуществлялось грузовое сообщение с Арменией и другими странами Закавказья. После 2008 года оно невозможно в связи с переходом грузино-осетинского конфликта в острую фазу и закрытием грузино-южноосетинской границы.

Автомагистраль «Кавказ» и автодорога Алагир (от «Кавказа») — Нижний Зарамаг являются участками международного транспортного коридора «Южные Ворота».

Населённые пункты

Транскам проходит через следующие населённые пункты (по порядку с севера на юг):

Россия, Северная Осетия

Владикавказ (климатическая курортная местность Первый Редант)
Гизель
Верхняя Саниба
Новая Саниба
Майрамадаг
Дзуарикау
Хаталдон
Суадаг
Нижний Бирагзанг
Верхний Бирагзанг
Алагир
Тамиск
Зинцар
Нижний Унал
Луарский тоннель (821 м)
Мизур
Нузал
Бурон
Плотина Зарамагской ГЭС
Нижний Зарамаг
Нар
Тоннель на 86-м километре (310 м)

Рокский тоннель (3730 м, более 2 км н.у.м.)

Южная Осетия

Верхний Рук (Земо-Рока)
Средний Рук
Нижний Рук (Квемо-Рока)
Багиата (курортная местность Багиати)
Царита
Уанел (Ванели)
Елбакита
Борджнис (рядом с трассой)
Стырфаз
Хвце (осет Хуыцъейы хъæу)
Уцыфарс
Дзау (Джава)
Бузала
Мсхлеб
Сакире
Гуфта
Итрапис
Кемерти (бывшее село)
Кехви (бывшее село)
Дзарцеми (бывшее село)
Курта (бывшее село)
Ачабет (бывшее село)
Тамарашени (бывшее село)
Цхинвал (Цхинвали) (Город Республиканского значения)
После августовских событий 2008 года дорога от города Цхинвал в сторону Грузии перекрыта и никем не используется

Грузия

Эргнети
Тирзниси
Тквиави
Каралети
Гори (курорт Гориджвари)

Условия эксплуатации трассы

  • Транскам считается одной из самых опасных российских трасс. На территории России дорога расположена практически полностью в горных условиях. До границы с Южной Осетией Транскам пересекает четыре хребта — Лесистый, Скалистый, Боковой и Главный Кавказский. Трасса проложена по десяти ущельям (их цепь начинается сразу за поселком Бурон: Кассарское, Зарамагское, Цмиаком, Нарское, Джинатское, Закинское, Рукское — до Рокского тоннеля, и Урс-Туальское, Цалгом и Джавское — после Рокского тоннеля). Дорога петляет по горным склонам, переходя с одной стороны ущелий на другое. На коротком участке от п. Бурон до п. Нар автодорога три раза пересекает ущелье — сначала она идет по правому склону, затем переходит на левый и через 3,3 км по так называемому «Чертову» мосту опять возвращается на правый склон. Перед самым порталом Рокского туннеля дорога через мост опять уходит на левый склон ущелья.
  • На всем своем протяжении трасса подвергается ударам стихии: в межсезонье наибольшую опасность представляют сели (главным образом паводковые и оползневые) и камнепады, зимой — снежные лавины. На состояние магистрали также негативно воздействует река Ардон, которая подмывает берега, разрушая дорожное полотно и мосты. Опасность для магистрали представляет и строительство различных сооружений, в том числе газопровода Дзаурикау — Цхинвал, сузившего русло реки и ослабившего проблемные горные склоны, а также Зарамагской ГЭС. Расположение трассы, горный рельеф местности и геологические условия создают сложности для эксплуатационных служб, которым необходимо круглогодично содержать трассу в рабочем состоянии и обеспечивать безопасность движения. Дорожные службы не всегда успевают оперативно перекрыть опасный участок трассы, поскольку не везде работает телефонная связь.
  • Наиболее сложным считается 28-километровый участок от поселка Бурон до северного портала Рокского тоннеля. По данным Северо-Кавказской военизированной службы (СКВС) Росгидромета, здесь расположены 234 лавинных очага, 172 из них непосредственно угрожают автотранспорту и могут создавать лавинные завалы на автодороге. После поселка Бурон трасса три раза пересекает ущелье.
  • Наиболее лавиноопасным является 8-ми километровый участок Транскама, расположенный от «Чертова» моста (86 км трассы) до северного портала Рокского тоннеля. Здесь дорога подвержена воздействию 100 лавинных очагов.

Обеспечение безопасности движения по трассе

  • Безопасность движения по трассе обеспечивается проведением комплекса профилактических мероприятий, включающих в себя выявление опасности схода лавин, предупреждение о возможности схода лавин, закрытие опасных участков трассы и принудительный спуск лавин с помощью артиллерийского обстрела лавиноопасных склонов.
  • В 2007 году был разработан, согласован с заинтересованными ведомствами и утвержден «Единый регламент взаимодействия министерств, ведомств и организации Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению безопасности дорожного движения по Транскавказской автомагистрали в зимний период». Безопасность движения со стороны России обеспечивается сотрудниками ряда подразделений — Рокским противолавинным отрядом СКВС Росгидромета, ГУ МЧС России по РСО-А, ГУ УпрДор «Северный Кавказ», Владикавказским пограничным отрядом, Северо-Осетинской таможней, УГИБДД МВД РСО-А, СО Гидрометцентром, СО ПСО МЧС России.
  • Со стороны Южной Осетии безопасность движения по Транскаму осуществляется при взаимодействии Министерства Республики Южная Осетия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МВД Республики Южная Осетия, южнооситинского УГИБДД, Пограничной службы КГБ Республики Южная Осетия и Главного таможенного Управления Республики Южная Осетия.
  • Лучшим средством для обеспечения безопасности и бесперебойного функционирования автомагистрали в зимний период является строительство противолавинных галерей.
  • Крупные инженерные сооружения (мосты, тоннели, противолавинные галереи), обеспечивающие безопасное и бесперебойное движение по трассе, находятся под охраной подразделений федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

Наиболее крупные искусственные сооружения на Транскаме

  • км 0+250 путепровод тоннельного типа;
  • км 0+350 путепровод через железную дорогу;
  • км 0+610 мостовой переход через реку Терек;
  • км 5+78,8 транспортная развязка у с. Карджин;
  • км 43+040 — км 43+308 Бизский тоннель в селе Биз, длина 268 м (построен в 1976 г.);
  • км 49+586 — км 50+400 Луарский тоннель, у покинутого села Луар, длина 821 м (построен в 1980—1986 гг.);
  • км 51+689 — км 51+816 Архонский тоннель, длина 127 м (построен в 1978 г.);
  • км 56+150 — км 56+350 Мизурский тоннель, в селе Мизур, длина 200 м (построен в 1977 г., реконструирован в 1999—2002 гг.);
  • км 57 тоннель, в селе Мизур, длина 155 м (построен в ???? г.);
  • км 60+286 — км 60+466 Нузальский тоннель, длина 180 м (построен в 2002 г.);
  • км 68+292 — км 68+560 Буронский тоннель, в поселке Бурон, длина 268 м (построен в 1980 г.);
  • км 81+050 мост через реку Лья-Дон, длина 120 м (построен в 1981 г.);
  • км 86+300 тоннель с противолавинной галереей, общей длиной 373 м (построен в 2010—2012 гг.);
  • км 86+500 — км 87+100 противолавинная галерея (построена в 2002 г.);
  • км 87+100 — км 87+390 противолавинная галерея (построена в 1996 г.);
  • км 91 тоннель с противолавинными галереями, общей длиной 760 м (построен в 2016 г.);
  • км 93+300 Рокский перевальный тоннель, длина 3730 м (построен в 1976—1984 гг., реконструирован в 2010—2014 гг.)
  • км 97+800 противолавинная галерея № 1 (реконструирована в 2009—2011 гг.);
  • км 98+100 противолавинная галерея № 2 (реконструирована в 2009—2011 гг.);
  • км 108 противолавинная галерея № 3 и подпорная стена (реконструирована в 2009—2011 гг.).

Достопримечательности Транскама

  • Аланский Богоявленский женский монастырь
  • Бальнеологический курорт «Тамиск»
  • Монументальный памятник Уастырджи
  • Остатки таможенной заставы «Зылын-дуар», святилище «Сау бæрæджы лаггат» и руины средневековой заставы «Чырамад» (таможенные ворота в виде арки) рядом с селением Биз
  • Оборонительные башни рядом с поселком городского типа Верхний Мизур
  • Нузальская церковь — памятник 13-14 вв.
  • Таможенная застава «Жилын дуар» (Кривые ворота) — башня, ворота, остатки средневековых сооружений Зарамаг, Касарское ущелье)
  • Древне осетинское село Рук — крепости, башни, своебразная архитектура, древняя часовня
  • Святая гора Бурсамдзелы или Бурхох, Хурбадæны хох
    поселок городского типа Республиканского значения Дзау (проходит по центральной достопримечательной улице).
  • Древний замок Крепость в бывшем Южно осетинском селе Ачабети
    город Цхинвал и его центр
Заголовок
Транскавказская магистраль А164
Название статьи
Транскавказская магистраль А164
Описание
Транскавказская магистраль (Транскам; ТрансКАМ; ТКМ) — одна из федеральных автомобильных дорог, связывающих Россию с Закавказьем, а именно с Республикой Южная Осетия. Начинается от города Алагира, идет по Алагирскому ущелью берегом реки Ардон, затем вдоль рек Нардон и Закка. Далее, пройдя через Рокский тоннель под Главным Кавказским хребтом в районе Рокского перевала, трасса выходит в Южную Осетию, спускаясь по берегам рек Сбадон, Эрманидон и Большая Лиахви к южноосетинскому городу Цхинвал и затем уходит в Грузию к городу Гори.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь