Citroen Jumper

Малотоннажник Citroen Jumper грузоподъемностью 990-2315 кг (не путать с еще более легким грузовичком Citroen Jumpy, берущим на борт до 1200 кг) не слишком популярен в России, находясь в тени своего клона Peugeot Boxer – лев опережает двойной шеврон примерно вчетверо.

Citroen Jumper

Безусловно, заслуга брендменеджеров Peugeot (еще раз уточним, что Boxer и Jumper продаются по практически одинаковым ценам, а отличаются, по сути, только эмблемами и шнльднками). Мотивы покупателей, которые предпочли Citroen, как правило, территориального характера: если дилерский сервис этой марки неподалеку от гаража перевозчика, то личная симпатия завгара к тому или иному серебристому «значку» на решетке радиатора отходит на десятый план. Когда же речь идет о крупной (десятка два и более единиц) партии машин, выбор между двумя марками определяет исключительно «человеческий фактор», то есть умение продавца стимулировать интерес покупателя – как юридического лица в целом, так и его «физических» представителей.

На вторичном рынке количественное преобладание Peugeot влияет на выбор покупателя еще сильнее, тем не менее последнему можно посоветовать не лениться просматривать объявления по обоим брендам. Если речь о Центральном округе, где в основном и сосредоточены вышеуказанные автомобили, то девять шансов из десяти, что найденный экземпляр окажется «львом». Но кому-то повезет с двойным шевроном…

Модификации

Наиболее актуален для коммерческого использования Jumper третьего поколения, пошедший в серию в 2006 году. Хотя если исходить из названия модели, то «третий» – это Jumper II. Напомним, предыдущее поколение представили в 1994-м, когда Citroen уже подчинился мировой моде на имена собственные, а до этого его малотоннажник имел буквенно-цифровое обозначение С25.

Начиная с 1981 года многобрендовое семейство легких грузовиков, в которое также входят Peugeot Boxer и FIAT Ducato, собирают на заводе Sevel Sud в итальянском местечке Валь-ди-Сангро (провинция Кьети). Несмотря на техническую идентичность и общее происхождение, у каждого из близнецов свой WMI-код VIN-номера – например, за маркой Citroen закреплен VF7. Подавляющее большинство малотоннажников Jumper, находящихся в эксплуатации в России, цельнометаллические грузовые фургоны. Перевозчики, которым нужны были пассажирские версии и спецкузова на шасси, практически во всех случаях обращались в дилерскую сеть Peugeot, быстро наладившую централизованное оборудование шасси любыми надстройками.

Citroen Jumper – переднеприводный (что особо ценится поклонниками такой схемы) автомобиль с несущим кузовом, поперечно расположенным двигателем, передней подвеской типа McPherson и реечным рулевым механизмом -типичный набор обкатанных на миллионах легковушек технических решений. Но в задней подвеске – привычные на коммерческой технике малолистовые рессоры, опирающиеся на балку неведущего моста квадратного сечения. На короткобазных версиях по одному листу, на среднебазных – один плюс подрессорник, на длиннобазных – два листа. Тормоза всех колес на машинах третьего поколения – дисковые. Колеса 15-дюймовые на версиях полной массой до 3500 кг, и 16-дюймовые – на четырехтонных.

Цельнометаллические фургоны, обозначаемые по заводской номенклатуре буквами Fg Т1 (например, Citroen Jumper Fg Т1 35 L3H3), выпускают в четырех вариантах длины кузова (L) и трех вариантах колесной базы: 3000, 3450 и 4035 мм. Длиннобазная версия бывает с обычным и удлиненным задним свесом. Из трех вариантов высоты крыши (Н) низкая сочетается с длинами L1 и L2, средняя – со всеми, кроме «коротыша», а высокая – со всеми, кроме L1 и L2. Таким образом, на выбор покупателя есть фургоны шести объемов – от 8 до 17 м3 причем 15-кубовый можно получить на длинной базе двумя способами: с обычным задним свесом и высокой крышей, либо с удлиненным свесом и средней.

Как видим, система обозначений модификаций у фирмы Citroen аналогична применяемой на Peugeot, только в индексе полной массы убран лишний ноль: например, вместо 330 указано 33. Из одиннадцати конфигураций фургонов две «сороковые» относятся к категории С (или, по новым правилам, подкатегории С1), а все остальные – к категории В. Самая грузоподъемная (1900 кг) – версия L4H2. Citroen jumper 30 грузоподъемностью 990 кг – чисто российский, «юридически облегченный» вариант, предлагаемый фирмой в противовес нашим ограничениям на въезд в центры городов, а его максимальные осевые нагрузки идентичны параметрам общеевропейской «тридцать третьей» модификации. На базе цельнометаллических фургонов для европейского рынка массово выпускают как грузопассажирские (комби), так и чисто пассажирские модификации – такие могут попасть и в нашу страну. В мизерных количествах присутствуют и машины, переоборудованные в автобусы российскими фирмами-ребнлдерами.

Шасси под надстройки, обозначаемые буквами ChCa (например, Citroen Jumper ChCa 35 L3), отличаются от несущих кузовов наличием лонжеронной рамы из оцинкованного стального проката толщиной 3 мм. Кабина несъемная и интегрирована в раму сваркой. Предусмотрены шасси пяти вариантов длины, колесные базы – те же, что и у несущих кузовов, но на версии L2S добавлена промежуточная 3800 мм. Две длиннобазные модификации так же, как и фургоны, отличаются длиной заднего свеса. Короткие «головастики» L1 и L2, как и версии с двухрядной кабиной, в Россию официально не поставляют, но среди пригнанного из Европы секонд-хенда их теоретически встретить можно. Конструкция подвесок, рулевого управления и тормозов шасси аналогична применяемым на фургонах. Грузоподъемность топ-версии ChCa 40+ L4 составляет всего 2000 кг – лишь на центнер больше максимума для фургонов. Учитывая, что шасси нагрузят, как минимум, бортовым кузовом, получается «тож на тож» – в отличие от заднеприводных малотоннажников с их особо могучими рамными модификациями с ведущим передком такой номер не пройдет.

Citroen Jumper современной модели оснащают двигателями трех модификации. Наиболее распространены 2,2-литровые мощностью 100 и 120 л. с. семейства Puma – их выпускают на принадлежащем Ford Motor заводе в английском Дагенхэме. Гораздо реже встречаются машины с 3-литровым 157-сильным двигателем 1VECO, что поступает с итальянского завода Sofim в городе Фоджа. До конца 2010 года этот мотор можно было заказать у российских дилеров на самое длинное шасси 40+ L4, сегодня он уже недоступен на официально продаваемых в России автомобилях Citroen (напомним, Peugeot прекратил поставки машин с ивековским двигате-
лем на год раньше – в конце 2009-го).

Низкий спрос на 3-литровые агрегаты предопределила излишне высокая доплата (90 тыс. рублей) к цене машины со 120-сильным мотором, которого с его 320 Н.м крутящего момента вполне хватает. Но в Европе 3-литровый Jumper – как на шасси с кабиной, так и на цельнометаллических фургонах не редкость, и на тамошнем вторичном рынке таких предложений полно.

2,2-литровый двигатель специально разработан для малотоннажного грузовика – это 4-цилиндровый 16-клапанный агрегат с цепным приводом двух расположенных в головке блока распредвалов. Мотор оснащен турбокомпрессором МН1 от фирмы Mitsubishi с интеркулером и впрыском топлива Common Rail с комплектующими от фирмы Denso. В системе холодного пуска – свечи накаливания.

Конструкция 3-литрового мотора аналогична, только поставщик топливной аппаратуры – фирма Bosch. Применение той или иной версии двигателя Puma зависит от модификации кузова: на фургоны с низкой крышей длиной L1 и L2 ставят только 100-сильный, на все полной массой от 3500 кг – только 120-сильный, и наконец, для модификации 30 L2H2 можно выбрать как первый, так и второй моторы. На шасси – минимум 120 л. с. Есть жесткая привязка и по трансмиссии: со 100-сильным мотором идет одномассовый маховик и 5-супенчатая КП, со 120- и 157-сильными – двух массовый и 6-ступенчатая. При желании в Европе можно найти и довольно редкий полноприводный Citroen jumper с трансмиссией французской фирмы Dangel.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Осмотр машины перед покупкой начинаем с кузова. Изменение в блеске эмали на одной и той же панели выдает перекраску – была авария? Слой шпаклевки «почувствовует» магнит. На машине с удлиненным задним свесом надо осмотреть лонжероны – возможны их деформации или даже разрывы, если в корме возили поставленную прямо у дверей налету. Проверьте прямолинейность балки задней подвески – ее могли погнуть, подавая задним ходом на льдину в сугробе. Jumper из провинции могли трясти по ухабам – осмотрите подвеску, прощупайте люфты в подшипниках ступиц. Задние подшипники, как правило, «вечные», а передний может загудеть после пробега 150 тыс. км. От тряски нередко отлетают межлистовые подушки рессор. Трещины петель кормовых дверей – болезнь даже «городских» машин, а уж поездившие по колдобинам могут не отделаться простой заменой нетель – придется подваривать треснувшие стойки кузова. Все эти дефекты, выявленные и показанные продавцу, помогут хоть немного снизить цену.

Для замера компрессии, что актуально при покупке четырех-, пяти летнего автомобиля, или если вас насторожил сизый дымок выхлопа, прибор вворачивают вместо свечи накаливания. Весьма полезна компьютерная диагностика двигателя – лучше в сервисе официального дилера. Коробку передач проверяем на ходу – никаких «металлических» шумов быть не должно. Слабое место модификаций со 120-сильным мотором – двухмассовый маховик. Некоторые водители, практикующие «спортивный» стиль езды, умудряются прикончить этот узел к сорока тысячам километров пробега.

Услышав стук при пуске мотора или рокот при работе, сразу торгуйтесь – цена должна быть снижена минимум на 50 тыс. рублей. Обязательно проверьте легкость хода лебедки подъема запасного колеса – ее часто заклинивает, шестерни ломаются, и узел подлежит замене. Включите «дворники»: если не работают, не стоит надеяться, что сгорел всего лишь предохранитель, а не жгут стеклоочистителя, который многие сжигают, пытаясь «прикурить» машину с севшей батареей и подключая «массу» не к специальной шпильке на кузове, а к первой попавшейся металлической детали.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь