В феврале 2016 года российский рынок массовых автомобилей пополнился высоким хэтчбеком Lada XRAY. Облик новинки оказался далек от эффектного концепта 2012 года, а в основе — известная французская платформа B0. Покупатели приняли модель хорошо. А что с надежностью?

Lada Xray

МОДИФИКАЦИИ
Lada XRAY Cross (2018-н.в.)

Вазовский хэтчбек состоит в близком родстве с Renault Sandero Stepway, но у XRAY оригинальный кузов, перенастроенное шасси и своя линейка моторов.

По статусу XRAY стоит на полступени ниже «француза». Это заметно в мелочах. XRAY гораздо меньше напоминает кроссовер, чем Sandero Stepway: защитного некрашеного обвеса наша машина лишена. Тем не менее сам производитель относит XRAY к классу кроссоверов.

Если на Sandero в базе ставятся 16-дюймовые колеса, диски которых стилизованы под литые, то у нашей модели в младших комплектациях непритязательные 15-дюймовые диски, и только в более дорогих версиях имеем колеса на 16 и даже 17 дюймов.

При сопоставимой с Renault Sandero Stepway колесной базе (2589 и 2592 мм) Lada XRAY «уселась» на шасси основательнее: она на 85 мм длиннее (4165 мм), на 7 мм шире, да и задняя колея увеличилась на 38 мм. Практическая польза от этого заключается в том, что объем багажника у Иксрея больше (361 л против 320 л). Клиренс составляет те же 195 мм, что и у «француза».

Бюджетная платформа В0 достаточно известна, изучена и предсказуема. Конструкция простая и ремонтопригодная: спереди стойки McPherson, рычаги с запрессованными шаровыми опорами (впрочем, их можно менять отдельно). Сзади торсионная балка с разнесенными пружинами и амортизаторами. Передние тормоза дисковые, а задние — барабанные, правда, барабаны совмещены со ступицами, что несколько усложняет замену колодок.

Интеграция чужого, давно выпускающегося шасси с новым кузовом, — распространенная операция, и «АвтоВАЗ» вполне справился. Для XRAY найден несколько иной баланс между комфортом, управляемостью и «всеядностью» подвески. Выбран чуть более «острый» вариант, нежели у Sandero Stepway. Автомобиль вышел менее валким.

Еще отличие в том, что Иксрей получил электрогидроусилитель рулевого управления. У него характер «гидрача», но привод насоса — от отдельного электромотора. Особенность этой системы в том, что она необслуживаемая.

Кузов XRAY может вызывать сомнения по части пассивной безопасности. Независимых испытаний (например, краш-теста по EuroNCAP) не проводилось. Но во всяком случае претензий в плане коррозионной стойкости к нему не возникало.

Салон

В салоне имеются ниши и кармашки, емкий бардачок (с охлаждением при наличии кондиционера). Из минусов — не самое удачное расположение клавиш управления подогревом кресел, не идеальный функционал мультимедийной системы с навигацией. С камеры заднего вида на 7-дюймовый экран дается хорошая картинка, но с условием чистого «глаза», а он в ненастную погоду быстро загрязняется — размещение и аэродинамика неоптимальны.

Обзор через боковые зеркала хороший, а вот через салонное зеркало — не очень. Окно в пятой двери мелкое, и если сзади сидят пассажиры, то через него совсем ничего не увидишь. Климат-контроль — прерогатива дорогих комплектаций, причем он только однозонный. О центральном подлокотнике задние пассажиры могут лишь мечтать. Кожаная обшивка руля и рычага «коробки» входят только в максимальную комплектацию.

Ширина салона позволяет трем пассажирам уместиться на задних сиденьях с относительным комфортом, если речь не о дальней дороге. Часть владельцев Lada XRAY считает, что длиной его багажника можно было немного пожертвовать в пользу более удобной посадки задних пассажиров. Очень уместной была бы продольная регулировка заднего дивана, но таких излишеств хэтчбек тоже не имеет даже в люксовых версиях.

Багажник для своего класса достаточно вместительный и выполнен аккуратно. В версии Luxe применено практичное решение: двойной пол со съемной верхней частью. Дело портит задний бортик из окрашенного металла, который непременно царапается и теряет вид — здесь была бы уместна пластиковая накладка. Запаска полноразмерная, но она идет на базовом штампованном диске 15 дюймов, даже если комплектация предусматривает колеса на литых дисках диаметром 16 и 17 дюймов.

Двигатель и трансмиссия

По части моторов и трансмиссий XRAY пошел своим путем, далеко уйдя от Sandero. «АвтоВАЗ» сделал ставку на собственные разработки, но кое-что позаимствовал и из арсенала альянса Renault-Nissan.

Первое время покупателям XRAY на выбор предлагали два вазовских мотора и один японский. Через полгода после начала производства в линейке остались только отечественные двигатели.

Базовый силовой агрегат XRAY заметно мощнее, чем у Sandero Stepway: 106-сильный мотор ВАЗ-21129 против 82-сильного от Renault-Nissan. Свою максимальную мощность наш двигатель развивает при 5800 об/мин, а предельные 148 Нм — при 4200 об/мин. Двигатель уже прошел изрядную школу жизни: в своей основе это «приоровский» 16-клапанник. В семействе Lada XRAY этот мотор стыкуется только с механической коробкой передач — французской JR5 серии 518, рассчитанной на крутящий момент 160 Нм.

Роль «топового» мотора отведена отечественной новинке — двигателю объемом 1,8 л (122 л.с.), известному под обозначением ВАЗ-21179 (у Renault максимум 1,6 л, 113 л.с.). Наш мотор для своего объема не такой уж мощный (причем крутить надо до 6050 об/мин), но вполне тяговитый: 170 Нм уже при 3700 об/мин. Мотор создан не с нуля, а на основе двигателя 1,6 л. У них одинаковые чугунные блоки с цилиндрами диаметром 82 мм, но в остальном это другой двигатель.

Ход поршня увеличен с 75,6 мм до 84 мм, за счет чего и вырос рабочий объем. Также появилась система изменения фаз газораспределения на впуске. Конструкторы поработали над снижением массы и трения, в частности, за счет уменьшения диаметра шатунных шеек и стержней клапанов. Кстати, в приводе клапанов используются гидротолкатели (они же гидрокомпенсаторы). Заправочный объем масла составляет 4,4 л (против 3,2 л у двигателя 1,6 л), причем поддон картера выполнен из алюминиевого сплава.

Доля импортных составляющих велика: распредвалы (облегченные полые), фазовращатель, облегченная шатунно-поршневая группа, помпа системы охлаждения, маслонасос, клапаны с пружинами, ремень ГРМ с натяжителем, топливная рампа, форсунки и прочее.

Двигатель объемом 1,8 л сочетается с 5-ступенчатой «механикой» Renault JR5 серии 523 (она рассчитана на 200 Нм) либо с 5-ступенчатым «роботом» отечественной разработки. Французская «механика» была добавлена в гамму модификаций в ноябре 2016 года. А до этого все машины с 1,8-литровым мотором оснащались только «роботом».

Японский двигатель объемом 1,6 л, который ставился на Lada XRAY менее полугода, по характеристикам занимает место между двумя упомянутыми. Речь про японский HR16DE (он же H4M) объемом 1,6 л, развивающий 110 л.с. (при 5500 об/мин) и 150 Нм (при 4000 об/мин). Его производство наладили на «АвтоВАЗе».

Блок и головка — алюминиевые, на впуске — два распредвала с фазовращателем. Особенностью конструкции является цепной привод ГРМ, а еще отдельной цепью приводится маслонасос. Гидрокомпенсаторы отсутствуют (регулировка клапанных зазоров — подбором толкателей), зато имеется по две форсунки на каждый цилиндр в составе системы распределенного впрыска топлива. То есть конструктивно двигатель серии HR схож со старшей серией MR (объемом 2,0 л) и для своего класса сравнительно неприхотлив.

Российская роботизированная трансмиссия создана на базе усовершенствованной коробки типа ВАЗ-2180 с добавлением импортных механизмов. Усиленное сцепление и актуаторы от известных зарубежных фирм — позитивные стороны этой трансмиссии. Кстати, залитое масло рассчитано на весь срок службы агрегата. Притом это сравнительно недорогой и экономичный «робот».

На XRAY этот силовой агрегат шел только в паре с французской «механикой» серии JH3, которая за счет сравнительно высоких передаточных чисел на 3-й, 4-й и 5-й ступенях обеспечивает сносную динамику в городских и трассовых режимах движения.

Уже летом 2016 года такую модификацию хэтчбека сняли с конвейера. Говорили, что данный мотор пошел для нужд моделей Renault и Nissan. Якобы он оказался «чужаком» в гамме модификаций Lada XRAY. И в этом есть доля истины, поскольку обслуживание и ремонт автомобиля с таким двигателем выходили дороже, чем стоит ожидать от моделей Lada

Способности на бездорожье

Хотя короткая база и приподнятый кузов Иксрея позволяют смотреть в сторону проселочных дорог смелее, нежели за рулем обычной «пузотерки». Но без полного привода штурмовать всякие хляби не просто — нужны хотя бы шины с подходящим внедорожным протектором.

Кстати, в этой связи встает вопрос и по корректности работы ESP. С началом производства Lada XRAY ее система стабилизации, которая входит в базовое оснащение, была неотключаемой, что буквально парализовало действия водителя в некоторых дорожных ситуациях. Например, когда необходимо проскочить сложный участок ходом, используя инерцию автомобиля, мощность двигателя на высоких оборотах и сцепные свойства шин в условиях интенсивной пробуксовки. Система стабилизации тут «душит» двигатель.

О необходимости сделать ESP отключаемой заговорили практически сразу с выходом автомобиля на рынок, и производитель внял просьбам — с сентября 2016 года на панели появилась заветная кнопка отключения системы. Правда, с тех пор в сложных дорожных условиях водитель должен сам «включать мозги», как и где ему правильно использовать данную возможность.

Повышенный клиренс (195 мм) и стальная защита моторного отсека позволяют относительно уверенно двигаться на пересеченной местности. Днище выглядит плоским, без сильно выступающих элементов, однако тут есть огрех: проводка одного из датчиков на выхлопном тракте уязвима для веток, камней и других факторов бездорожья. Также отмечались случаи, когда тормозные трубки на задней балке срывались в глубокой раскисшей колее, да и погнуть саму балку вполне реально. Кроме того, если задний бампер обеспечивает большой угол съезда и по большей части защищен некрашеным пластиком, то нижняя «губа» переднего свеса выглядит уязвимой не только во время вылазок на природу, но и при городской парковке у высоких бордюров. Несложно содрать краску, а то и выломать кусок у этого нарядного изделия. В общем, для регулярной эксплуатации за пределами асфальта Lada XRAY лучше все же не рассматривать.

Двигаться по сложным участкам приятнее всего, конечно, с «эластичным» двигателем 1,8 л, обладающим более подходящими тяговыми характеристиками (не случайно ему прочат место под капотом нового вазовского внедорожника). Ведь уже в районе 2000 об/мин он развивает примерно те же 148 Нм (напомним — максимальные 170 Нм достигаются при 3700 об/мин), какие для мотора 1,6 л являются пределом, достигающимся весьма «высоко» — лишь на 4200 об/мин. Что называется — почувствуйте разницу.

«Робот» не всегда отличается адекватным поведением в нестандартных условиях вождения. Для опытных водителей традиционная «механика» во многих случаях будет предпочтительней.

Слабые места

  • Первые покупатели (в числе которых были и многие редакции автоизданий) почти сразу отметили наличие «детских болезней». Хэтчбек отличился недержанием жидкостей. Самое тревожное — утечка антифриза. Виной тому повальный брак отечественных расширительных бачков, которые лопались по стыку, как фисташки. Дело нешуточное, ведь по недосмотру, тем более при отсутствии указателя температуры, можно было и вскипятить двигатель. Некоторые владельцы успели поменять даже не один бачок (причем с их наличием у дилеров были проблемы, приходилось ждать), пока поставщику «АвтоВАЗа» не удалось исправить технологию сварки.
  • Другая протечка тоже обнаружилась под капотом, точнее, даже в самом капоте, а именно: дождевая вода могла просачиваться сквозь него из-за неплотного прилегания форсунок омывателя. Вину возложили на неровности окраски форсунок, проблему решили отказом от этой гламурной черты — форсунки теперь как у всех, некрашеные.
  • Также владельцы Иксреев сталкивались с негерметичностью уплотнителей задних дверей, плохо приклеенным уплотнением капота, трещинами на пластиковой гофре подвода воздуха к бардачку. Проблемным местом оказалась и термозащита днища вдоль выхлопного тракта: выкручивались саморезы, а то и «рвалась» сама защита в местах крепления.
  • Проблемой стало отсутствие в продаже передних тормозных колодок по приемлемым ценам, да и замена самих дисков на оригинальные была весьма дорогим удовольствием, пока на рынке не появились «локализованные» изделия подешевле.
  • Двигатель H4M какими-то крупными недугами не прославился. Правда, в целом по семейству Иксрея встречались случаи некачественного алюминиевого сплава, что приводило, например, к трещинам в блоке цилиндров в районе сливного отверстия. Хотя этот заводской брак не имел массового характера.
  • Двигатель ВАЗ-21179 оказался более капризным. И как ни странно, именно к зарубежным компонентам были претензии по качеству. Маслонасос повышенной производительности (на 50% выше, чем у двигателя 1,6 л) призван надежно снабжать двигатель маслом, что особенно важно при наличии фазовращателя гидравлического типа. Но были случаи выхода из строя редукционного клапана насоса с аварийным падением давления в системе на оборотах холостого хода. Кроме сугубо механических наблюдались сбои и по электронной части: нестабильная работа двигателя с пропусками зажигания при отсутствии явных повреждений катушек или свечей. Производитель обещает решить этот «баг» на программном уровне.
  • И все же основные замечания к «179-му» были связаны с хорошим «аппетитом» на масло. В каких-то случаях после обкатки расход смазки вполне «устаканивается», однако три литра долива за межсервисный пробег в 15 000 км — не такое уж редкое явление для данного мотора. Главной причиной «масложора» считаются конструктивные особенности двигателя, отличающие его от агрегата объемом 1,6 л: увеличенный рабочий ход поршней, конструкция поршневой группы и клапанного механизма. Кардинального решения проблемы пока не найдено. В этой связи «АвтоВАЗ» для своей торговой сети даже распространил специальное разъяснение, где обозначена допустимая величина расхода масла — до 0,7 литра на 1000 км. А в случае спортивного стиля вождения нормой считается литр на 1000 км.
  • Об особенностях, преимуществах и неудобствах функционирования «робота» сказано немало, но главным для автовладельцев остается вопрос надежности. Как оказалось, адаптация этого узла к мотору прошла не совсем успешно. Агрегат не разваливается, но, например, зимой бывают случаи отказов в работе после морозных стоянок — электронный блок управления выдает ошибку и переводит систему в аварийный режим.
  • У базового 106-сильного двигателя свои нюансы. Так, в системе изменения геометрии впускного тракта могут быстро прохудиться вакуумные трубки управления заслонками. К фатальным проблемам в работе двигателя это не приводит, но устранять все равно придется. Не избежали владельцы Иксрея и такого неприятного свойства двигателя, как появление масла в свечных колодцах.

Комплектации

Базовая комплектация Optima не выглядит «пустой»: фронтальные подушки безопасности, ESP (отключаемая), система помощи при старте на подъеме, автоматическая блокировка дверных замков, светодиодные ходовые огни, борткомпьютер. Имеются также регулировка по высоте кресла водителя, дистанционный ключ, передние электростеклоподъемники, аудиосистема (с USB, AUX и Bluetooth), складная спинка заднего дивана (в пропорции 40/60) и даже розетка в багажном отсеке.

Стоящая на ступень выше версия Comfort дополнена подогревом кресел, зеркалами с электроприводом и обогревом, «мультирулем», задними электростеклоподъемниками, литыми дисками на 15 дюймов.

Уровень Luxe предполагает наличие передних противотуманок, улучшенную отделку интерьера с использованием ткани и экокожи, климат-контроль, очечник, электрообогрев лобового стекла, выдвижной ящик под креслом пассажира, подсветку порогов, датчики дождя и света, двойной пол в багажнике, задний парктроник, литые диски на 16 дюймов.

Вариант Luxe Prestige отличается наличием мультимедийной системы и камеры заднего вида.

Кожаная обшивка руля и рычага управления трансмиссией предусмотрены только для топ-версии Exclusive. Она также включает в себя обивку сидений из экокожи и алькантары, текстильные коврики, светодиодную подсветку интерьера, металлические накладки на педали, 17-дюймовые литые диски оригинального дизайна. И все это только с двигателем объемом 1,8 л.

Заголовок
Lada XRAY опыт владения
Название статьи
Lada XRAY опыт владения
Описание
В феврале 2016 года российский рынок массовых автомобилей пополнился высоким хэтчбеком Lada XRAY. Облик новинки оказался далек от эффектного концепта 2012 года, а в основе — известная французская платформа B0. Покупатели приняли модель хорошо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь