APRILIA TUONO V4 слабые места, поломки, нюансы эксплуатации

Опубликовано Administrator в

aprilia-tuono-v4

После того, как Макс Бьяджи в 2010 году принес марке Aprilia первый ее чемпионский титул в «Мировом Супербайке», фабрика из Ноале решила с выгодой воспользоваться этим поводом – и осенью того же года представила наследника линейки нейкедов Tuono, созданного на базе спортивного «литра» RSV4 с V-образной «четверкой» объемом 999,6 см3.

При чем, надо отдать должное итальянцам, при трансплантации шасси и двигатель претерпели самый минимум изменений. Ради большего соответствия «раздетой» нише у мотора переписали карту впрыска, на 20 мм удлинили впускной тракт, слегка увеличили массу коленвала, «укоротили» первые три передачи и снизили пик мощности до 11500 об/мин – вот и все. Получите и распишитесь – самый настоящий стритфайтер со 167 «лошадками» в арсенале.

Легкая модернизация 2014 года внешность Тиопо V4 R никак не затронула. Зато применение новой выпускной системы и заливка другой прошивки в «мозги» помогли найти в недрах «литра» дополнительные 3 л.с. Прежнюю вилку Sachs с диаметром перьев 43 мм заменили на вариант с раздельными функциями гидравлики (одно перо отвечает за сжатие, второе – за отбой) и более комфортными настройками. Запас топлива подняли до 18,5 л (+1,5 л), а заодно включили ABS в стандартное оснащение.

Однако это было лишь полумерой. Можно сказать, прелюдией. Потому что представленное всего год спустя следующее поколение Tuono V4 преобразилось куда радикальнее. Причем не только технически и стилистически, но и идеологически, сделав очередные полшага в сторону от имиджа уличного хулигана. Сохранив ход поршня на отметке 52,3 мм, инженеры нарастили диаметр цилиндра с 78 до 81 мм, отчего объем поднялся до 1078 см3, а мощность – до 175 л.с. Подбор передаточных чисел шестиступенчатой коробки тоже изменился: теперь вместо первых трех стали «короче» три последние передачи.

ИСТОРИЯ

2011 г. Компания из Ноале представляет наследника своей линейки нейкедов Tuono, созданного на базе двигателя и шасси спортбайка RSV4. Мотоцикл, названный Tuono V4 R, оснащён V-образной «четвёркой» объёмом 999,6 см1 и мощностью 167 л.с., подвесками Sachs, системой выбора режимов APRC, трекшн-контролем, антивили, лонч-контролем и квикшифтером.

2014 г. Лёгкая модернизация никак не затронула внешность. Но за счёт новой выпускной системы и другой прошивки впрыска удалось увеличить «поголовье» до 170 л.с. Вилка Sachs получа-
ет перья с раздельными функциями гидравлики (одно отвечает за сжатие, второе – за отбой) и более комфортными настройками. Топливный бак вырастает в объёме до 18,5 л. В стандартное оснащение теперь включена ABS.

2015 г. Тотальное обновление. Сохранив ход поршня на отметке 52,3 мм, инженеры Aprilia нарастили диаметр цилиндра с 78 до 81 мм, отчего объём двигателя поднялся до 1078 см5, а мощность – до 175 л.с. Мелкими штрихами подправлена внешность. Высота седла снижена до 825 мм. Предлагаются два варианта: базовый Tuono V41100 RR (подвески Sachs с новыми настройками демпфирования) и прокачанный Tuono V41100 Factory (ему по статусу полагается Ohlins).

2017 г. Модернизация направлена, прежде всего, на то, чтобы загнать двигатель в рамки эконорм «Евро-4» и заодно избавить его от детских болезней. Также пересмотрен алгоритм работы электронных помощников, появились пит-лимитер и круиз-контроль, а квикшифтер обучен переключаться не только вверх, но и вниз. Стрелочная приборная панель заменена на цветной TFT-экран. Спереди теперь стоят суппорты Brembo М50 и диски диаметром 330 мм.

2019 г. Топ-версия Factory обзаводится адаптивной подвеской Ohlins Smart ЕС 2.0.

Высота седла Tuono V41100 снизилась до 825 мм (-10 мм). А для тех, кому базового RR на подвесках Sachs недостаточно, люди из Aprilia предложили прокачанную с помощью Ohlins версию Factory. Вступление в силу эконорм «Евро-4» заставило «Априлию» в 2017 году существенно перелопатить «тысяча сотый» V-образник, в результате чего итальянский стритфайтер обзавелся огромным глушителем, получив в качестве компенсации приподнятую на 500 об/мин планку предельных оборотов. Положительной же стороной стало избавление от кучи детских болячек. Алгоритм работы электронных помощников был вновь пересмотрен, появились пит-лимитер и круиз-контроль, а квикшифтер научился переключаться не только вверх, но и вниз. Стрелочную приборную панель заменили на цветной TFT-экран. Вместо передних суппортов Brembo М4.32 установили Brembo М50, при этом диаметр дисков подрос до 330 мм (+10 мм).

Последнее на сегодняшний день обновление сделало топ-версию Tuono V41100 Factory еще ближе к жизни «на гражданке»: с этого года она оснащается адаптивной подвеской Ohlins Smart ЕС 2.0.

Зачем? Вы еще спрашиваете? Да потому что Aprilia Tuono V4 – это самая натуральная бунтарка. Возвышающийся над траверсой руль и по высоте, и по ширине лишь немногим больше клипонов прародителя – «спортлитра» RSV4. Каждое пробуждение V-образной «четверки» – с подбросом оборотов и звуковыми спецэффектами. Конечно, она умеет быть покладистой и кроткой, но, поверьте, спокойные перемещения в пространстве не ее конек. Стоит умерить пыл и мимикрировать под законопослушного гражданина, – как через полчаса приходится разминать руки, забившиеся от высокочастотных вибраций, пик которых приходится на самые востребованные в мегаполисе 7000-8000 об/мин.

Сверхкомпактное шасси тоже недолюбливает легкомысленного отношения. Едва заметная глазу колея тянет «итальянку» в сторону, а заплатка, трещина или «поплывший» стык эстакады вкупе с неосторожным движением акселератора заставляют руль биться в руках. На «мирных» скоростях не расслабишься! Хотя при этом Tuono продолжает мертвой хваткой держаться за траекторию. Во всяком случае, пока ты от нее этого требуешь.

Лучше с самого начала дать «Априлии» волю ехать так, как она сама желает: отвязно и по-сумасбродному быстро. Потому как более способного «городского бойца» еще поискать! Да и так близко к чистокровным спортбайкам из одноклассников еще не подбирался никто. Даже в том, что касается поведения на треке. Чуть прижал рычаг тормоза, плавно и шустро нырнул в поворот, дотянул до апекса, ходом пролетел над ним, открылся еще в глубоком наклоне и боком – в силовом скольжении! – катапультировался к следующему. О том, что это все-таки «гражданский» нейкед, вспоминаешь, когда кожух глушителя раньше желаемого скрежетнет об асфальт. Не езда – аттракцион, а логичным итогом обычно становится исчезновение рисунка шин к вечеру первого же дня!

Вопреки расхожему мнению, V-образная «четверка» живет куда дольше, чем пару десятков моточасов, хотя и требовательна к уходу. Ее ахиллесова пята – повышенный износ седел клапанов, из-за которого вечно «уплывают» зазоры. И если на версии объемом 1077 см3, выпускаемой с 2017 года, этот недуг пока никак не проявлялся, то ранние моторы кубатурой 999,6 см3 им страдают практически повсеместно. Поэтому, чтобы не рисковать здоровьем двигателя и заодно не проморгать момент обрыва тарелок, интервал проверок клапанных зазоров на мотоциклах образца 2011-2016 годов имеет смысл сократить вдвое – до 10000 км.

Другое слабое место «литровых» V4 – коробка передач, а точнее – «вылетающие» третья и четвертая передачи, трудности с переключением и появление «ложной» нейтрали. Доходило до того, что дилеры меняли по гарантии весь узел, а то и мотоцикл целиком. Утешает только то, что такие «сюрпризы» встречаются преимущественно на машинах первого поколения.

Шум корзины сцепления пугать не должен – такова черта всех априлиевских «вэшек». Как и характерное цоканье в передних цилиндрах. Tuono V4 оснащается гидравлическим натяжителем цепи ГРМ, и возникающие сразу после старта мотора клацающие звуки обычно исчезают после того, как поднимется давление масла. Так что до достижения рабочей температуры лучше не газовать. Повод насторожиться появляется, если эти шумы остаются и сопровождаются фохотом цепи.

Ставить эксперименты с маслом, конечно же, не стоит: вибирайтетолько высококачественную «синтетику» вязкостью SW-40 (например, Motul 300V Factory Line или Eni i-Ride Moto 2), иначе ко всему добавится масложорство из-за подзасевших поршневых колец.

В крайне жаркие дни (особенно после толкотни в душных пробках) Aprilia внезапно может отказаться реагировать на кнопку запуска. Если такое вдруг произошло – не мучайте понапрасну батарею, дабы не высадить весь заряд. Лучше дайте двигателю остыть. Ведь причина, вероятнее всего, кроется в неудачной конфигурации обмотки стартера, из-за перегрева резко поднимается сопротивление, в результате чего стартер не прокручивает коленвал, а безвольно мычит.

С электрикой вообще хватает хлопот. Владельцы Tuono V4, покинувших фабрику в 2011-2016 годах, советуют первым делом заменить оба провода аккумулятора аналогами от модернизированной
версии, а саму батарею – на вариант с увеличенным до 190 А пусковым током.

От современной «тысяча сотой» можно позаимствовать также статор генератора, поломка которого на «литре» считается делом обыденным. «Перевертыш» и моноамортизатор Ohlins, станавливаемые на топовую Tuono V4 Factory, подобраны очень удачно. А вот у подвесок Sachs базовой RR жесткие пружины странным образом скомбинированы с «распущенной» гидравликой, отчего перфекционистам наверняка захочется приложить к ним руки и подобрать другие клапаны, пружины и амортизационную жидкость.

Биение передних тормозных дисков, увы, не редкость. Одновременно с проверкой их состояния также рекомендуется осмотреть клепки, которыми стальной ротор соединяется с алюминиевой ступицей: никакой грязи и следов коррозии быть не должно. Кроме того, как и любой механизм, тормоза Brembo любят ласку, чистку и смазку: дорожная грязь и пыль от колодок нередко налипает на поршни и подклинивает их. А значит, на каждом ТО откручиваем суппорты, вынимаем колодки, вместо них для подстраховки подкладываем тонкую деревянную дощечку, аккуратно надавливаем на рычаг, чтобы выдвинулись поршеньки, берем в руки зубную щетку, намазываем на нее соответствующее средство для чистки – и удаляем всю грязь с поверхностей поршней.

Кстати, причиной единственной отзывной кампании были неисправности тормозов: «официалы» приглашали к себе нейкеды 2016 года выпуска для замены бракованного переднего главного тор-
мозного цилиндра, фозившего завоздушиванием системы. Тщательный осмотр на предмет внешних повреждений тоже лишним не будет. Ведь отметины на теле Tuono V4 способны рассказать и про пережитые падения, и про активную трековую жизнь: точечные повреждения от гравия, законтренные проволокой пробки и суппорты, царапины на колесах от частого перебортирования, замятые ограничители поворота руля на рулевой колонке и прочее.

ДВИГАТЕЛЬ

За буйный нрав V-образной «четвёрки» объёмом 999,6 см3 владельцам первых генераций Tuono V4 приходится расплачиваться частыми визитами в сервис для регулировки клапанных зазоров, проблемами с коробкой передач, отказами статора генератора и прочими электрическими «гремлинами». Впрочем, утешает то, что львиная доля проблем была вылечена в результате модернизации 2017 года, и 10/8-кубовая версия беспокоит поломками значительно реже.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

До 2017 года на Tuono V4 устанавливались радиальные суппорты Brembo М4.32 и диски диаметром 320 мм, а после – Brembo М50 и 330 мм соответственно. Замедляют фантастически! Во всяком случае, пока новые и ухоженные. Деформация дисков, увы, не редкость. Кроме того, как и любой механизм, тормоза Brembo любят ласку, чистку и смазку: дорожная грязь и пыль от колодок нередко налипает на поршни и подклинивает их. Кстати, причиной единственной отзывной кампании для машин 2016 года выпуска был бракованный передний главный тормозной цилиндр.

ТЮНИНГ

С подобными мотоциклами всегда непросто и недешево, хотя и чрезвычайно интересно. Особенно когда дело доходит до улучшения их ходовых и потребительских качеств. Подвеска Ohlins, Andreani, K-Tech и Bitubo (картриджи и клапаны в вилку или перья целиком, пружины разной жесткости и моноамортизаторы), колеса Marchesini, BST, Galespeed, OZ и Carrcezeria (литые, кованые, алюминиевые, магниевые и карбоновые), тормоза Brembo (суппорты, диски и главные тормозные цилиндры), выпускные системы, блоки коррекции впрыска, квикшифтеры и автоблипперы, стекла, подножки, рычаги… Да много чего еще – хватило бы денег! Закономерно, что отдельные владельцы Tuono V4 RR ограничиваются поэтапным превращением своего «стандарта» в «нафаршированный» Factory путем замены соответствующих деталей.


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять